Анна фрейд - детский психоанализ. В объективе психоанализа - не только бессознательное …

В этой статье жизнь и творчество Анны Фрейд описываются раздельно, но это делается только для простоты изложения. Разумеется, разделение подобного рода противоречит целостности личности Анны Фрейд. Жизнь и творчество этой женщины неразрывно были связаны с психоанализом, и одно постоянно вторгалось в другое. Если и считать такое разделение правомерным, то, скорее, по отношению к периоду до смерти Зигмунда Фрейда, когда ее жизнь в значительной мере проходила под знаком заботы об отце и с соответствующими проблемами. После Второй мировой войны подобное разделение едва ли уже существовало, поскольку с момента создания Хэмпстедских курсов и клиники детской терапии вся ее жизнь была сосредоточена на этой работе.

Если рассматривать научные труды Анны Фрейд с их дидактической стороны, то в первую очередь обращает на себя внимание их простота и ясность. Когда читаешь ее работы, то, как правило, понять ее концепции очень легко. Это становится возможным не только благодаря ясному построению предложений, но и благодаря четкому структурированию ею своих мыслей. Эта способность понятно излагать самые сложные вещи объединяет ее с отцом и проявляется уже в ранних публикациях, но прежде всего во «Введении в технику детского анализа» (1927). Уже тогда Генрих Менг писал в «Журнале психоаналитической педагогики»: «Работы Анны Фрейд отличаются ясным языком, особой утонченностью формулировок и являются понятными для врачей, родителей и воспитателей» (I, 1927, 279). Фрейд также отмечал эти качества своей дочери: «Удивительно, насколько проницательно, ясно и безошибочно она обращается с материалом...» (Freud/Andreas-Salome 1966, 222)

Такая понятность, достигаемая прежде всего благодаря простоте речи, присуща всем ее сочинениям. О ней похвально отзывался также и С. Л. Люстман (Lustman 1965).

Основными работами, отражающими психоаналитическую деятельность Анны Фрейд, являются книги «Введение в технику детского анализа» (1927), «Введение в психоанализ для педагогов» (1930), «Я и защитные механизмы» (1936), «Маленькие дети в военное время: год работы в детдоме» (1942), «Младенцы без семей: случай за и против детского дома» (1943) и «Норма и патология в детстве. Оценка развития» (1965а). В других публикациях Анны Фрейд в основном развиваются идеи, изложенные в этих книгах, и их следует расценивать как предварительные наброски или дальнейшую разработку этих мыслей. Кроме того, в работах Анны Фрейд рассматриваются важные прикладные проблемы психоанализа. Эти сочинения разделяются на работы, предназначенные для аналитиков и для неаналитиков, — в таком разделении она усматривала одну из задач своей деятельности.

В первую книгу Анны Фрейд вошли четыре доклада, посвященные технике детского анализа, которые были прочитаны в Венском учебном институте. Они были опубликованы в 1927 году в книге «Введение в технику детского анализа», к которой в 1929 году был добавлен прочитанный на Международном психоаналитическом конгрессе 1927 года доклад «О теории детского анализа». То, что первая книга Анны Фрейд была посвящена техническим вопросам, объясняется, наверное, с одной стороны, тем, что вопросы детского анализа в то время вызывали особенно много споров, с другой стороны, тем, что в самом начале своей работы Анну Фрейд прежде всего интересовали проблемы метода и возможности его модификации в аспекте детской терапии.

Эта книга не только представляет собой ее первую теоретическую работу, основанную на опыте собственной, начавшейся несколько лет назад аналитической практики, но и отражает позицию венской школы детского анализа, противоположную позиции берлинской и лондонской школы Мелани Кляйн. В связи с этим данная работа стала предметом бурной полемики между представителями обоих направлений.

В своей книге «Введение в технику детского анализа» Анна Фрейд прежде всего обсуждает возможности изменения аналитической техники при работе с детьми. По ее мнению, необходимо разграничение между детским и взрослым анализом, поскольку взрослый анализ проводится с гораздо более зрелым и независимым существом, тогда как ребенок пока еще является незрелым и несамостоятельным: «Само собой разумеется, при работе с таким измененным объектом метод не может оставаться прежним. Отдельные части его, которые в случае взрослого являются важными и значительными, в новой ситуации теряют свою важность, роли различных вспомогательных средств смещаются; то, что здесь было необходимым безвредным действием, там, пожалуй, становится сомнительной мерой» (A. Freud 1927,14).

Сначала автор рассматривает эти различия на вступительной стадии анализа. Если при анализе взрослых встреча аналитика и пациента характеризуется пониманием болезни и желанием выздороветь, «...то в ситуации ребенка у нас нет ничего из того, что кажется обязательным при анализе взрослого: понимания болезни, добровольного решения и желания выздороветь» (там же, 16). Этот существенный, по ее мнению, недостаток она пытается компенсировать доаналитическим процессом, устанавливая вначале связь между аналитиком и ребенком, достаточно сильную для того, чтобы выдержать последующий анализ. Для этого, согласно Анне Фрейд, нужно использовать все возможности (включая персону самого аналитика), которые делают анализ интересным для ребенка.

Различия между аналитическими вспомогательными средствами при анализе взрослых и детей относятся прежде всего к свободным ассоциациям и переносу. Если недостаточную способность ребенка сознательно вспоминать может отчасти заменить пусть даже тенденциозная информация родителей, а сновидения интерпретируются как при анализе взрослых, то два других вспомогательных средства претерпевают кардинальные изменения.

Вначале свободное ассоциирование у ребенка полностью отсутствует (хотя могут возникать спонтанные ассоциации), поскольку ребенок не готов сознательно исключать критику и сообщать обо всех возникающих мыслях.
С другой стороны, у ребенка не формируется невроз переноса, хотя феномены переноса могут присутствовать. Это происходит по двум причинам. Первая связана со структурой психики самого ребенка: «Ребенок, в отличие от взрослого, не готов, так сказать, издать новый тираж своих любовных отношений, поскольку старый тираж пока еще не раскуплен. Его первоначальные объекты, родители, все еще реальны, а не присутствуют, как у взрослого невротика, в фантазии в виде объектов любви... У ребенка нет потребности смешивать его [аналитика] с родителями» (там же, 57). Вторая причина отсутствия переноса связана со вступительной стадией детского анализа. После нее аналитик становится слишком четко очерченной фигурой, и это делает его плохим объектом для переноса

Самое существенное, пожалуй, различие между детским анализом и анализом взрослых Анна Фрейд усматривает в использовании появляющегося материала. Если при анализе взрослых проистекающие из бессознательного инстинктивные побуждения передаются в значительной степени сформированному Сверх-Я, то вследствие незрелости детского Сверх-Я и реального существования родителей это оказывается невозможным. Это означает, что материал передается не Сверх-Я, а инстанциям, формирующим Сверх-Я, то есть родителям, которые, изменив свои педагогические требования, становятся способными вылечить ребенка от невроза. Но такой путь Анне Фрейд не кажется доступным, поскольку, с одной стороны, в данном случае именно родители и вызывают невроз своими чрезмерными требованиями к ребенку, которые вынуждают его к чрезмерному вытеснению; с другой стороны, они должны способствовать выздоровлению, а это предполагает изменение их прежних педагогических требований, что проявляется лишь в самых редких случаях. Выход из этого тупика заключается в том, что аналитик берет на себя функции родителей и, таким образом, на протяжении всего анализа выступает в качестве детского Я-идеала. Предпосылкой этого является то, что аналитик обладает соответствующим авторитетом для ребенка и что ребенок принимает его в качестве Я-идеала.

В свою очередь подобной констелляции можно достичь лишь благодаря вступительной фазе анализа. Поскольку при этом аналитик оказывается в позиции воспитателя, он должен также обладать теоретическим и практическим знанием педагогики.

Наряду с изложением собственных представлений о детском анализе в своей книге Анна Фрейд полемизирует также с воззрениями Мелани Кляйн.

Основные расхождения касаются оценки роли свободных ассоциаций. Хотя Анна Фрейд считает незаменимым игровой метод Мелани Кляйн для знакомства с неразвитым в речевом отношении ребенком, она все же высказывает сомнения, можно ли считать этот подход полным эквивалентом метода свободных ассоциаций. Используя игровую технику, Мелани Кляйн «постоянно переводит действия, совершаемые ребенком, в соответствующие мысли, то есть пытается обнаружить за каждым игровым действием ребенка лежащее в его основе символическое значение» (там же, 50). Анна Фрейд критикует такой подход, полагая, что ребенок в своей игре не является свободным, поскольку, в отличие от взрослого, не имеет мотивации к анализу. Стало быть, действия детей не всегда обладают символическим значением, они могут являться повторением совершенных незадолго до этого и, следовательно, пока еще сознательных действий и объясняться именно ими. Примечательно — и это свидетельствует об осторожности и сдержанности Анны Фрейд, — что она сама ставит под сомнение собственный контраргумент, допуская возможность того, что ребенок повторяет наиболее важные сцены и что в таком случае его игра является все же свободной, как и ассоциации взрослого, и таким образом он отдается своему подсознательному. «Как видно, вопрос, правомерно или нет говорить об уподоблении детского игрового действия мыслям взрослого пациента, не так-то просто решить с помощью теоретических аргументов и контраргументов».

Постулированный Мелани Кляйн невроз переноса у ребенка, аналогичный неврозу переноса у взрослого, Анна Фрейд по известным причинам отвергает.

После появления книги детские аналитики, работавшие под руководством Мелани Кляйн в Лондоне, сразу же в самой резкой форме раскритиковали представления Анны Фрейд. С этой целью они провели в мае 1927 года симпозиум по детскому анализу.

Хотя Мелани Кляйн в 1932 году в своей книге «Психоанализ ребенка» подробно изложила свою позицию по методическим и теоретическим вопросам детского анализа, аргументы, высказанные в ходе лондонской дискуссии, кажутся мне все же более подходящими, чтобы продемонстрировать и теоретические расхождения обеих школ, и остроту полемики. Именно о ней говорил Фенихель в своем комментарии в «Международном журнале психоанализа»: «До сих пор эти вопросы не только активно обсуждались, но оспаривались в аффективной форме — и, к сожалению, в данной дискуссии тоже не обошлось без аффектов».

Прежде всего Мелани Кляйн и ее сторонники подвергли критике вступительную фазу анализа, введенную Анной Фрейд, аргументируя это тем, что если уж говорить о различиях между взрослыми и детьми с точки зрения метода, то тогда нет логики в том, чтобы добиваться у ребенка такого же сознательного отношения к анализу, как у взрослого. Сознательное отношение ребенка к анализу совершенно не нужно, поскольку детское Я пока еще в значительной мере находится под влиянием бессознательного. Но и у взрослого желание излечиться есть не что иное, как выражение бессознательных ожиданий, связанных с выздоровлением. Эти желания легко могут превратиться в сопротивление анализу. Не в последнюю очередь введение вступительной фазы детского анализа критиковалось за возникающие искажения переноса.

В связи с вопросом о том, является ли игровой метод эквивалентом свободных ассоциаций, Мелани Кляйн утверждает, что она не занимается «диким» толкованием символов и что игра интерпретируется только тогда, когда одно и то же действие, связанное со страхом, чувством вины и т.д., проявляется в разнообразных играх. Поскольку последующая интерпретация дается затем непосредственно, появляется возможность при исключении Я также непосредственно проникнуть в бессознательное ребенка.

На вопрос, почему ребенок не может свободно ассоциировать, Мелани Кляйн отвечает, что он испытывает к этому страх. Но поскольку игра как выражение того, что вытеснено цензурой, воспринимается другими инстанциями как нечто менее предосудительное, формы ее встречаются значительно чаще и вместе с тем являются для аналитика более важными.
В вопросе о переносе и неврозе переноса Мелани Кляйн полностью отвергает представления Анны Фрейд. По ее мнению, невроз переноса при анализе детей Анной Фрейд не возникал лишь потому, что она ввела вступительную фазу, то есть отсутствие невроза переноса у пациентов Анны Фрейд объясняется неправильным методом, а не природой ребенка. Согласно Мелани Кляйн, детский невроз переноса совершенно не отличается от невроза переноса у взрослых.

Если Анна Фрейд при оценке аналитического материала после его осознания исходит из пока еще формирующегося Сверх-Я, то Мелани Кляйн говорит об образовании Сверх-Я рке на первом или втором году жизни и возникающем затем эдиповом комплексе. По этой причине Кляйн отвергает и педагогический подход к анализу, поскольку она точно так же может рассчитывать на детское Сверх-Я, как на Сверх-Я взрослого.
Обсуждая основные различия в детском анализе между двумя школами, пожалуй, следует остановиться на их причинах. Важным моментом, по-видимому, явилось то, что Мелани Кляйн и Анна Фрейд начали работать в новой области детского анализа совершенно независимо друг от друга. Связь между школами в Вене и в Берлине отсутствовала, и не было никого, кто мог бы выступить в качестве посредника между ними, хотя Ада Мюллер-Брауншвейг — ученица Термины Хуг-Хельмут — и переехала из Вены в Берлин.

Оба автора исходили из разных теоретических представлений, которые привели их к разработке отличающихся друг от друга техник, хотя в последующих дискуссиях обсуждалось только различие методов.
Основное отличие заключалось, однако, в том, что Анна Фрейд первое время применяла анализ к детям латентного периода, тогда как Мелани Кляйн с самого начала проводила ранний анализ, который рке сам по себе из-за недостаточного речевого развития детей требовал иных технических методов. И наоборот, можно сказать, что представление Мелани Кляйн о психозоподобных фазах развития предполагало проведение анализа с детьми в возрасте двух-трех лет, тогда как Анна Фрейд считала речь обязательным условием аналитической работы.

Со временем воззрения Анны Фрейд претерпевали различные изменения, которые можно проследить в ее последующих публикациях.

В изданной в 1945 году книге «Показания к детскому анализу» она прежде всего изменяет свой взгляд на интерпретацию детских снов. Если в своей ранней работе она говорила о том, что толкование сновидений в детском анализе не отличается от толкования сновидений при анализе взрослых, а недостаток свободных ассоциаций не считала препятствием для подобных интерпретаций, то в данном исследовании Анна Фрейд отмечает, что хотя дети и видят сны в период анализа, однако из-за недостатка свободных ассоциаций, который, опровергая свое мнение, высказанное в работе «Техника детского анализа», она считает теперь постоянным, интерпретация крайне затрудняется. Эту же мысль она проводит и в книге «Норма и патология в детстве».

И все же в ее трудах, посвященных дальнейшему развитию метода, на переднем плане стоит решение проблемы свободных ассоциаций. Анна Фрейд видит историю детского анализа в бесконечной череде попыток восполнить этот пробел другими техническими приемами, и ей самой пришлось предпринимать такие попытки. В работе 1945 года она критикует игровой метод Мелани Кляйн с самых разных позиций. Символическая интерпретация детской игры называется здесь ригидной, не учитывающей личность ребенка и стереотипной. Проникновение с помощью этого метода в более глубокие слои бессознательного происходит, по ее мнению, в обход сопротивлений Я и форм защиты, которые остаются непроанализированными. Позднее, в работе 1965 года Анна Фрейд также указывает на недостатки символической интерпретации в игровом методе. Она подчеркивает его ненадежность и произвольность и считает, что он не способен восполнить недостаток свободных ассоциаций.

В 1945 году Анна Фрейд вводит собственное техническое новшество. Она пытается теперь «интерпретировать сновидения, грезы, фантазии, рисунки, чувства к аналитику и родителям, — короче говоря, все то, что может вызывать вытеснение, смещение и прочие защитные механизмы, и выявлять скрывающиеся за ними бессознательные содержания». Однако она подчеркивает, что этот новый метод можно применять лишь с детьми, которые уже обладают речью.

Этот новый метод анализа защит стал возможным, с одной стороны, благодаря теоретической работе «Я и защитные механизмы» самой Анны Фрейд, с другой стороны — благодаря техническому новшеству, предложенному Бертой Борнш-тайн в 1945 году, из-за которого вступительная фаза в детском анализе, по существу, стала ненужной. В обеих работах говорится о значении защищающегося Я и значении этой функции для аналитической работы; тем самым был найден эквивалент недостаточных свободных ассоциаций.

В результате этих изменений в новом свете предстает также и перенос. Если в 1927 году постоянные феномены переноса и неврозы переноса у детей полностью отвергались, то в 1945 году вопрос ставится лишь о том, является ли перенос в детском анализе таким же, как при анализе взрослых, и может ли аналитик фокусироваться на неврозе переноса. В 1965 году Анна Фрейд пишет: «То, что у детей развиваются отдельные реакции, характерные для переноса, но полный невроз переноса не возникает, является представлением, которое после отказа от вступительной фазы и замены ее анализом защит уже не может считаться верным. Но это не означает, что, основываясь на своем нынешнем опыте, я убеждена в тождественности детского невроза переноса и невроза переноса у взрослых. Обосновывая свои сомнения, Анна Фрейд указывает, что отсутствие свободных ассоциаций искажает картину переноса и что при отыгрывании, которое чаще всего можно наблюдать при детском анализе, переносятся в основном агрессивные импульсы, тогда как либидинозные реакции остаются на заднем плане.

Если говорить о показаниях к детскому анализу, то с течением времени Анна Фрейд в принципе не отошла от своих первоначальных воззрений. Для венской школы детского анализа лишь детский невроз является показанием к анализу. В 1945 году Анна Фрейд рассматривает эту проблему с разных сторон. Говоря о показаниях в случае детских неврозов, в качестве основного критерия она называет нарушение психического развития: «Ребенок нуждается в настоятельном лечении не потому, что он неспособен справляться с теми или иными задачами, а прежде всего из-за любого вызванного неврозом застревания на той или иной догенитальной фазе, чрезмерной фиксации на инфантильных способах удовлетворения, неспособности психически развиваться, достичь зрелости и стать взрослым. Я считаю, что мы на верном пути, когда рассматриваем тяжесть детского невроза не с точки зрения симптоматологии, недуга или иных нарушений в жизни, а исключительно с точки зрения нарушенной или ненарушенной способности развиваться». Следовательно, при оценке детского невроза исключаются критерии, относящиеся ко взрослым, например, возникающие в результате невроза недуги и функциональные нарушения.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

По сей день современники спорят о том, был ли австрийский психолог, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд хорошим отцом для своих шестерых детей. Особый интерес вызывают отношения Фрейда с его младшей дочерью Анной..

Нежданная Анна

3 декабря 1895 года супруга Зигмунда Фрейда родила шестого ребенка – девочку. Для главы семейства весть о появлении на свет малышки не была радостной, ведь он так ждал мальчика. Ребенка нарекли Анной.

Надо сказать, что своих детей Фрейд называл в память о дорогих ему людях. Старшую Матильду именовали в честь жены коллеги и друга Фрейда – Йозефа Брейера; Жана Мартина – в честь невролога Жана Мартина Шарко, с которым Фрейд учился в Париже; Оливье обязан своему имени английскому полководцу Оливеру Кромвелю, чьи идеи были близки известному психоаналитику; Эрнста нарекли в честь профессора Венского университета Эрнста Брюкке, который оказывал Фрейду поддержку. Что касается Анны, то, по некоторым данным, так звали дочь преподавателя, обучавшего Зигмунда ивриту.

Исследователи жизни Зигмунда Фрейда говорят, что родоначальник психоанализа был противником контрацепции. В качестве доказательства своей теории они отмечают любопытный факт – дети Фрейда появлялись на свет один за другим. Анна была последним ребенком, значит, после ее рождения Фрейд прекратил делить супружеское ложе с женой? Этот вопрос так и остался без ответа.

В части воспитания Фрейд был ярым демократом, не журил детей и не ограничивал их свободу. В каждом из своих отпрысков он видел прежде всего личность. Но был ли великий психоаналитик хорошим отцом? Продолжительное время он не испытывал особой привязанности к младшей дочери. То ли потому, что она не была для него желанной, то ли потому, что с головой погрузился в работу (в год, когда родилась Анна, Фрейд открыто заявил о разработке авторского метода психоанализа).

В родительском доме в Вене Анна жила 40 с лишним лет. В юности она на время покидала родные пенаты, чтобы получить образование в Англии. Девушка выучилась на педагога и устроилась работать учительницей в начальную школу. Параллельно с этим она интересовалась разработками и достижениями отца.

Фрейд переменил свое отношение к дочери, видя ее расположение и участие. Когда Анне было 13 лет, психоаналитик начал читать ей короткие лекции, позже взял за правило брать девушку на научные конференции.

В 1918 году Анна прошла курс психоанализа у Фрейда. Во время работы с сознанием дочери Зигмунд сделал неожиданный вывод – его дочь предпочитала однополые отношения. Фрейд приравнивал гомосексуальность к болезни и всячески пытался «исцелить» Анну от этого недуга, направляя ее мысли в другое русло. В частности, он поощрял увлечение дочери наукой, думая, что это благородное занятие вытеснит из головы ненужные мысли. Однако Анна так и не смогла выйти замуж и обзавестись полноценной семьей.

К слову, была у Анны еще одна особенность, раздражавшая Фрейда. Он неоднократно упрекал дочь в том, что своим любимым занятием – вязанием – она пытается вытеснить естественную потребность в близости с потенциальными партнерами мужского пола.

После окончания Первой мировой войны Анна оставила педагогику и полностью посвятила себя заботе об отце. Она была его верной опорой, соратником и помощником. Анна вступила в Венское психоаналитическое общество и всерьез занялась наукой – исследованиями в области детской психологии.

В 1938 году семью Фрейда арестовали, Анну и ее отца вызвали на допрос в гестапо. Опасаясь худшего, Анна спрятала в одежде пузырек с ядом, который собиралась принять, если ее подвергнут пыткам.

Однако Зигмунда и его дочь отпустили на свободу. Оба решили навсегда уехать из Вены в Лондон. Там Анна, продолжавшая помогать отцу в делах, основала детский психоаналитический и учебный центр, клинику и терапевтические курсы. Детей Анна предлагала лечить методом психоанализа.

После переезда в Лондон здоровье Зигмунда Фрейда начало резко ухудшаться, врачи диагностировали у него рак. Кто знает, сколько бы протянул больной, если бы не помощь Анны. Она не только выполняла обязанности его сиделки, но и выступала на конгрессах с докладами от имени отца и получала присужденные ему награды. На склоне лет Фрейд назвал Анну своей «единственной дочерью».

Анна Фрейд родилась в 1895 г. и была шестой, младшей, дочерью Зигмунда Фрейда, основателя современного психоанализа. Отец ждал рождения сына и даже придумал ему имя - Вильгельм, однако родилась девочка. Марте Фрейд было трудно справляться со всеми детьми, поэтому вскоре к ней приехала сестра Минна. Эта женщина стала для Анны второй матерью. Отца дети видели нечасто, ведь он постоянно бы занят врачебной практикой и научной работой. Когда Анне было 13 лет, отец познакомил ее со своей теорией психоанализа, она стала посещать его лекции и даже присутствовала на приемах пациентов.

В 16 лет Анна, окончившая частный лицей, оказалась перед выбором дальнейшего пути. Образование позволяло ей поступить только в учебное заведение, готовящее учителей, а не в университет, для которого необходимо было закончить гимназию. Перед тем как сделать этот выбор, Анна по совету отца уехала в Италию, где прожила 5 месяцев. Вернувшись, она поступила на учебу, а позже стала преподавателем в том самом лицее, где некогда училась.

С 1918 г. Анна, уже давно увлекающаяся психоанализом, стала принимать участие во всех заседаниях Венского психоаналитического общества. Ее первым самостоятельным опытом стало проведенное в 1922 г. исследование 15-летней девочки и выступление с докладом «Фантазии избиения во сне и наяву». После этого ее приняли в ряды Венского психологического общества.

С 1923 г. Анна Фрейд начала самостоятельно практиковать, открыв кабинет для детей в том же помещении, где принимал пациентов ее отец. Отец, естественно, был доволен успехами, которых достигла Анна в области психоанализа, его беспокоили лишь два ее недостатка: «сутулая осанка и чрезмерное увлечение вязанием». Психоаналитики толковали это увлечение как замещение сексуальной жизни: постоянное движение спицами символизировало продолжающийся половой акт.

В том же году Анна узнала о болезни отца, причем совершенно случайно. Именно благодаря дочери Зигмунд Фрейд смог так долго бороться с болезнью Она взяла на себя все его встречи и доклады, издавала его труды, помогала ему разрабатывать новые концепции и, по сути, стала его личным секретарем.

В 1925 г. в Вену приехала Дороти Берлингам-Тиффани, дочь американского промышленника и фабриканта Тиффани, почитателя Фрейда. Спустя несколько лет Дороти переехала жить в дом Фрейдов вместе со своими детьми. Именно они, а еще дети Софи, другой дочери Зигмунда, стали для Анны настоящей семьей. Кроме того, Дороти во многом разделяла увлечение Анны психоанализом. Вместе с Жанной Лампи де Гру и Марианной Ри-Криз они составили кружок единомышленников, среди психоаналитиков эта группа получила название «круг четырех дам».

Через год Анна Фрейд стала секретарем, а еще через год - генеральным секретарем Международного психоаналитического общества. У нее постоянно возникали трудности с получением признания, поскольку она не имела медицинского образования, поэтому основными пациентами Анны были дети ее знакомых. В этой работе очень помогло ее учительское образование и та практика, которую она получила, общаясь с детьми Дороти и Софи. Знакомые отмечали, что Анна умела найти общий язык с любым ребенком.

На основе своих клинических опытов Анна Фрейд сделала некоторые выводы. Особенностью детского психоанализа, по ее мнению, является то, что метод свободных ассоциаций, когда пациенту предоставляется возможность говорить все, что придет в голову безо всякого контроля со стороны сознания, здесь совершенно неприменим, поскольку ребенок просто не способен доверять взрослому свои тайны Поэтому Анна в своих клинических исследованиях предпочитает использовать метод наблюдения. Мысли и желания ребенка, по мнению А. Фрейд, могут выражаться не в словах, а в действиях во время переживания им различных игровых ситуаций.

Столкновение их с внешним миром порождает конфликт, который, разрешаясь, благотворно действует на психику ребенка. Игнорирование или же полное отсутствие таких желаний ведет к социальной дезадаптации, истеричности и неврозам

Эти идеи были отражены в первой книге А. Фрейд «Введение в технику детского психоанализа», которая была составлена из четырех лекций. Это яркий пример того, как было написано большинство трудов Анны: сначала тема излагалась ею на лекции или симпозиуме, а затем уже в книге.

В это же время Анна вступила в полемику с Мелани Кляйн, * также занимавшейся детским психоанализом Отличительной чер-f той теории Кляйн было то, что она исследовала особенности детской психики, пользуясь всеми законами «взрослого» психоанализа. Фрейд же считала, что внутренние психические инстанции формируются постепенно, а следовательно, эти законы неприменимы для психоанализа детей. Со временем этот спор превратился не просто в отстаивание собственного мнения двумя учеными, а в разделение всего детского психоанализа на две школы.

В 1937 г. вышла в свет книга Анны Фрейд «Эго и механизмы защиты». В ней Анна составила каталог эго-защит (таких, как вытеснение, формирование реакции, проекция, идентификация с агрессором и т.д.) и описала их проявления. Она описала не только защиты, порождаемые внутренним, структурным конфликтом, но и конфликтом «эго» с окружающим миром (отрицание). Подчеркивая центральную роль «эго» и адаптивное значение эго-защит, Анна Фрейд открыла дорогу развитию эго-психолОгии - одному из основных направлений современного психоанализа.

Когда к власти в Германии пришел Гитлер, ученые начали покидать Вену, но Зигмунд Фрейд, отягощенный болезнью, не мог решиться на переезд. 11 марта 1938 г. гитлеровские войска вошли в Вену, а 22 марта Анну уже вызвали на допрос в гестапо. Позже она вспоминала, что это был самый страшный день в ее жизни, опасаясь пыток, она даже взяла с собой яд. Этот день произвел на нее такое сильное впечатление, что позже Анна избегала бывать в Германии. 4 июня семья Анны выехала в Париж, а затем и в Лондон, где ее отец прожил всего лишь год.

Во время войны Анна помогала английским детям - жертвам бомбежек, а в 1939 г. создала приют для таких детей. Работая с ними, она на практике изучала различные особенности детской психики, в частности то, как формируется психика ребенка при разлуке с матерью и какова реакция детей на жизнь в коллективе, где роль родителей выполняют старшие товарищи Результаты этих исследований Анна публиковала в своих «Ежемесячных отчетах».

В 1944-1949 гг. Анна была генеральным секретарем Международной психоаналитической ассоциации. Она всегда очень ревностно относилась к творчеству отца. В то время шутили, что «каждый, кто что-то пишет о Фрейде, чувствует, как Анна заглядывает в текст через плечо» После смерти отца она опубликовала собрание! его сочинений как своеобразный памятник его творчеству.

После войны известность Анны Фрейд начала возрастать, воз-1 можно, на это оказали влияние лекции, которые она читала по! всей Европе и Америке. Известно, что она оказала влияние на твор-1 чество Германа Гессе, за консультацией к ней обращалась даже Ме-рилин Монро, у которой Анна определила истерический и депрессивный склад личности. В это время А. Фрейд получила степень по-1 четного доктора во многих университетах Европы и Америки. В своих I лекциях она постоянно подчеркивала положительный момент ин-j стинктивных влечений у детей.

Основным детским инстинктом Анна Фрейд всегда считала аг- ] рессию, отмечая ее положительное значение. Напряженность и борьба, свойственные агрессии, - это основные жизнеутверждающие ин-1 стинкты, кроме того, агрессия - это необходимая составляющая! сексуальности. Чтобы избежать патологий в будущем, считала! А. Фрейд, все асоциальные аспекты агрессии должны быть прора-1 ботаны в детстве

Книга «Нормальность и патология детства», вышедшая в 1965 г.,! посвящена оценке развития и психопатологии детей. В отличие от! психопатологических симптомов у взрослых, симптомы у детей более I хаотичны, неупорядоченны и проявляются в основном как оста-[ новка или задержка в процессе развития.

Для оценки причин и последствий таких остановок Анна Фрейд! предложила рассматривать линии развития ребенка, описав три глав-1 ные категории: созревание влечений и эго-функций, адаптация к| окружению и строящимся объектным отношениям, а также органи-1 зация, интеграция и конфликты в психической структуре. В опреде-| ленном возрасте от каждого ребенка можно ожидать проявления со-1 ответствующих этому возрасту достижений, конфликтов, проблем.) Отсутствие их говорит о нарушении в каких-то линиях развития.

В 1973 г. Анна Фрейд стала почетным президентом Международ-[ ной психоаналитической ассоциации, однако интенсивной клинической практикой она уже не занималась Невзирая на тяжелую болезнь, она продолжает научную деятельность, в то время ее девизом стали слова Ф. Ницше. «То, что меня не сломило, делает меня сильнее». 1 марта 1982 г у Анны случился инсульт, повлекший за собой нарушения речи, функций вестибулярного аппарата и па-

ралич. Но даже в больнице она пыталась работать над книгой о семейном праве. Анна Фрейд умерла 8 октября 1982 г. в Лондоне.

За 60 лет жизни Анна Фрейд опубликовала более 90 статей, прочитала 88 различных докладов и лекций. Работы ее имеют безусловно культурное и общечеловеческое значение. Принять в ребенке то, что неизбежно, и устранить то, что впоследствии может привести его к социальной дезадаптации, - такова центральная установка детского психоанализа, разработанного Анной Ее разработки полезны и для психоаналитиков, в том числе и для современных, и для родителей.

В главное меню

Анна Фрейд (нем. Anna Freud; 3 декабря 1895, Вена - 9 октября 1982, Лондон) - британский психолог и психоаналитик австрийского происхождения, младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Наряду с Мелани Кляйн считается основателем детского психоанализа.

Биография

У Зигмунда Фрейда и его жены Марты Анна была младшим, шестым ребёнком в семье. В качестве первой профессии выбрала профессию учителя начальной школы. После Первой мировой войны, оставив учительство, Анна посвятила себя отцу, работая его секретарём и сиделкой, а также психоанализу. Вскоре она вступает в Венское психоаналитическое общество и выступает там с первыми докладами. В 1938 году, после присоединения Австрии к Германии (аншлюса) и последовавших за этим гонений на евреев со стороны нацистов, положение Фрейда значительно осложнилось. После ареста дочери Анны и допроса в гестапо,Фрейд принял решение покинуть Третий рейх. Однако власти не торопились выпускать его из страны. Он был вынужден не только подписать унизительную благодарность гестапо «за ряд добрых услуг», но и выплатить правительству рейха баснословный «выкуп» в 4000 долларов за право покинуть Германию. . В Великобритании она продолжила заниматься психоанализом, развивая идеи своего отца, особенно в области психологии детства. В 1947 году Анна Фрейд основала Хэмпстедскую клинику в Лондоне - крупнейший в то время детский психоаналитический лечебный и учебный центр. В 1952 году она открыла в Лондоне детские терапевтические курсы и клинику, которые были первым учреждением для лечения детей методом психоанализа. Последние годы жизни учёная и исследовательница работала в Йельском университете, продолжая развивать свои идеи в области детской психологии. Умерла Анна Фрейд в Лондоне 9 октября 1982 года. Она никогда не была замужем и не имела собственных детей.

Научные воззрения

Став прямым наследником научных воззрений своего отца, Анна Фрейд в первую очередь развивала психоаналитические представления о Я, фактически основав новое неофрейдистское направление в психологии - эго-психологию. Главной её научной заслугой обычно считают разработку теории защитных механизмов человека - механизмов, с помощью которых Я нивелирует влияние Оно. Также Анна значительно продвинулась в изучении агрессии, но всё-таки самым весомым вкладом в психологию было создание (эта заслуга принадлежит ей вместе с Мелани Кляйн) детской психологии и детского психоанализа. Ею были разработаны методы работы с детьми, в том числе игровые, положения психоаналитической теории перерабатывались Анной для прикладной помощи родителям и детям в их взаимодействии. Дети были главным научным и жизненным интересом Анны Фрейд, однажды она даже сказала: «Я не думаю, что являюсь хорошим предметом для биографии. Наверное, всю мою жизнь можно описать одним предложением - я работала с детьми!». В конце жизни учёную, уже имевшую звания Почётного профессора во многих крупнейших университетах мира, привлекла другая область, связанная с детьми - семейное право, им она занималась в Йельском университете, издав две работы в соавторстве с коллегами (см. Избранные научные работы).

Избранные научные работы

  • Введение в психоанализ для педагогов (Einfhrung in die Psychoanalyse fr Pdagogen, 1926)
  • Эго и механизмы защиты (Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936)
  • Психоаналитическое лечение детей (The Psychoanalytic Treatment of Children, 1946)
  • Нормальное и патологическое в детстве: оценка развития (Normality and Pathology in Childhood: Assessment of Development, 1965)
  • По ту сторону главных интересов ребенка (1973) в соавторстве с Дж. Гольштейном и А. Солнитом.
  • Перед главными интересами ребенка (1979), в соавторстве с Дж. Гольштейном и А. Солнитом.

Литература

  • Алейникова Т.А. Психоанализ. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - ISBN 5-222-01274-3.
  • Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. Одесса, 1927
  • Фрейд А. Психология «я» и защитные механизмы. М., 1993
  • Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа, тт. 1-2. М., 1999

Родители часто ищут ответы на вопросы о воспитании детей в книгах, написанных психологами. Но были ли основатели научных теорий развития ребенка хорошими родителями?

С разрешения издательства "Альпина Паблишер", мы приводим из книги Дэвида Коэна "Руки мыл? Родительский опыт знаменитых психологов". Нам были интересны все истории – их там одиннадцать, – и каждая них полна интригующих подробностей, догадок и доказательств. Поэтому книга будет интересна не только психологам и родителям, но и очень широкому кругу читателей.

Фрагменты главы "Зигмунд Фрейд. Отец, который втайне
подвергал психоанализу свою дочь"

Фрейд писал, что был счастливым мужем и отцом. Во многих отношениях это правда, но за его признанием скрыта сложная история, которую психоаналитики не стремятся изучать. Даже совершенно зрелый человек может иметь тайные пороки. Некоторые из недостатков Фрейда оказали влияние на его детей.


Фрейд почти никогда не давал родителям советов, основанных на своей теории, но никто не интересовался и уж точно не знал, как Фрейд справлялся с комплексами Эдипа и Электры у собственных детей. Этот вопрос наиболее интересен в отношении его последнего ребенка – дочери Анны, родившейся в 1895 г.

Во время войны Анна решила, что тоже хочет быть психоаналитиком и должна пройти дидактический анализ. Фрейд не позволил дочери обращаться к коллегам – беспокоился, что те слишком много узнают о его семье и их скелетах в шкафу. Дядя Иосиф сидел в тюрьме; сводный брат Фрейда Эммануил умер при загадочных обстоятельствах, выпав из поезда; племянница и двоюродный брат покончили с собой.

Поэтому Фрейд решил сам проводить сеансы с Анной, но сохранять это в секрете даже от ее матери. Осенью 1918 г. у Фрейда было мало пациентов, поэтому днем он мог заниматься с Анной. Он только сообщил близкому другу Шандору Ференци, что "психоанализ Анны будет очень изысканным". Похоже, что больше никто об этом не знал.



Если подумать о процедуре психоанализа, то родитель, выступающий в роли психоаналитика собственной дочери, - весьма экстравагантный феномен. Предполагается, что пациент должен осознать, в каких событиях детства коренятся его сложные чувства.

По Фрейду, психоаналитик словно становится отцом, которому ребенок может сказать все, что его беспокоит; для беспристрастного анализа он выуживает из подсознания пациента любые желания, чтобы заставить того понять их. Но если психоаналитик – родитель пациента, весь процесс неизбежно оказывается несостоятельным.


Биографы пытались выяснить подробности этих сеансов, и логично допустить, что некоторые засекреченные навечно документы в Библиотеке Конгресса касаются этого вопроса.

Пол Розен, авторитетный историк психоанализа, предположил, что во время сеансов возникла особая проблема: молчаливый конфликт между Анной и ее отцом, и "девушка могла сильно бояться отца, в чем оба они не отдавали себе отчета". Может, у Фрейда и были "самые лучшие побуждения, но с медицинской и с человеческой точки зрения ситуация оказалась более чем странной". Фрейд "вторгался в личное пространство ее души; он привносил в их отношения новые эмоции, связанные с переносом, без возможности когда-либо избавить ее от них".

Подвергая дочь психоанализу, Фрейд, без сомнения, потворствовал эдиповым узам со своей стороны, рассуждает Розен, но для нее "психоанализ способствовал ограничению возможностей личностного удовлетворения, хотя и она сама, и ее последующее лидерство в психоанализе играли немалую роль в жизни ее отца, и это обогащало их общение".

Несмотря на договоренность держать все в секрете, отец и дочь, видимо, не сошлись в оценке успешности анализа.


В письме к Лу Андреас-Саломе в 1922 г. Анна писала: "Со мной все стало так сложно из-за двух основных недостатков – это недовольство или ненасытность собой, что заставляет меня искать любви от других, и, собственно, привязанность к другим, когда я нахожу их. [Первое] вы с папа никак не можете понять".

Фрейд, напротив, считал, что прекрасно понимает дочь, но признавал, насколько сильно зависит от нее. В письме к Андреас-Саломе в 1922 г. он писал: "Я уже давно чувствую жалость к Анне, потому что она живет вместе с нами, стариками, но все же, если бы она покинула нас, я бы ощущал себя обедненным, вроде того что происходит со мной сейчас, как будто мне пришлось бросить курить".

Анна была не единственным его ребенком, которого Фрейд подвергал психоанализу. У его сына Оливера развился невроз навязчивых состояний, и отец пытался его лечить. "Для меня чрезвычайно сложно быть объективным в этом случае", – писал Фрейд Максу Эйтингону, богатому психоаналитику, который помогал ему деньгами во время войны.

Он добавлял, что Оливер был "моей гордостью и тайной надеждой долгое время, пока ясно не проявилась его анально-мазохистская организация… Я невероятно страдаю от чувства беспомощности". Отношения Оливера с отцом оставались сложными, и он вместе с женой эмигрировал в Америку. Там он стал успешным инженером-строителем.

В тот период, когда Фрейд проводил сеансы с Анной, в семье произошла трагедия. В 1920 г. умерла его дочь Софи.


Фрейду было 64 года, и его письма (по большей части еще не опубликованные) говорят о том, какую муку он испытывал. Анна никогда не рассказывала, что чувствовала, когда умерла ее сестра и соперница. Поразительное сходство: так же как Фрейд видел смерть своего брата Юлиуса, Анна стала свидетелем кончины сестры. Но это была не последняя беда в семье. После смерти Софи Фрейд очень привязался к ее двухлетнему сыну Хайнелю. Когда в 1923 г. мальчик умер, Фрейд едва не обезумел от горя.

Вскоре Фрейду пришлось иметь дело с проблемой прежде не существующей любовной жизни Анны. В 1925 г. к Фрейду на лечение пришла Дороти Берлингем, чей дед Чарльз Тиффани основал ювелирный дом для высшего общества Tiffany & Co. Дороти была несчастлива в браке. Она и Анна сблизились, затем стали закадычными друзьями, а потом и спутницами жизни. Когда я спросил последнюю секретаршу Анны Фрейд, были ли те любовницами, Джина Ле Бон ответила: "Какая разница?" Если и были, они не афишировали этого.

Известный психиатр Роберт Коулс в биографии Анны Фрейд пишет только, что отношения между двумя женщинами были "запутанными". С восхитительным равнодушием ко всем моральным ограничениям Фрейд подвергал психоанализу и Анну, и Дороти, и, для пущей верности, мужа Дороти.

Гомосексуальность не преступление, хотя и не преимущество, как позже сказал Фрейд одной даме, желавшей, чтобы он избавил ее сына от этого "недуга".