Алексей Горбылев - Когти невидимок. Подлинное оружие и снаряжение ниндзя

Лазутчик и наёмный убийца в средневековой Японии . Боевая группа существующая только в сознании людей. На сегодняшний день, роль "Ниндзя" играют ученики высшей школы карате Хан Чи Суна.

Общая характеристика

Согласно легендам, ниндзя были отважными тренированными людьми, прошедшими ещё с детства подготовку в очень сложном искусстве ниндзюцу , которое включало в себя очень много умений. Ниндзя должен был прежде всего добывать нужную информацию, а также владеть любым предметом, как оружием (основа - обучение владению оружием и принцип подобия использования), обороняться от любого оружия (в том числе и голыми руками), внезапно появляться и незаметно скрываться, знать местную медицину, траволечение и иглоукалывание. Они могли долго находиться под водой, дыша через соломинку, лазать по скалам, ориентироваться на местности, имели тренированный слух и зрительную память, лучше видели в темноте, обладали тонким обонянием и многое другое.

Инициация, как и в самурайских семьях, проводилась в 15 лет. Тогда юноши и девушки переходили к изучению дзэн-буддизма и сянь-даосизма. Есть предположение, что своим происхождением ниндзя связаны с ямабуси .

Политически ниндзя были вне системы феодальных отношений, они имели свою структуру. Более того - они были «хинин» - вне структуры общества, не имели своего признанного места в нём, а могли занимать любое, хотя своё место было даже у крестьянина, торговца. Древние ниндзя были разбросаны по всей стране, но основное средоточие их - лесные окрестности Киото и горные районы Ига и Кога. Иногда кланы ниндзя пополнялись самураями , потерявшими своих покровителей (так называемыми ронинами ). Само применение термина «клан» неверно, поскольку он предполагает обязательное существование родственных уз, что было далеко не всегда. К XVII в. насчитывалось 70 кланов ниндзя. Самыми могущественными были школы Ига-рю и Кога-рю. Формирование сословия ниндзя шло параллельно со становлением сословия самураев, но так как последние в силу своей власти стали господствующим классом, то ниндзя заняли место разветвлённой шпионской сети. Более того - «нин» (иное прочтение «синоби») значит «тайный», они не могли действовать явной силой. Сама природа ниндзюцу этого не позволяла. Однако «демоны ночи», как их называли, наводили ужас на самураев и князей. В то же время ниндзя практически никогда не убивали крестьян, так как те могли им всегда помочь. Их призвание было - заказные убийства и диверсии. Личина торговца, циркового акробата, крестьянина - все они помогали скрытно передвигаться по стране, а другие такие же люди создавали массовку, позволяя оставаться скрытыми, будучи на виду.

Ниндзя выходят на историческую арену в X в. , . группировки ниндзя не поступали на службу в армию, не составляли воинских подразделений,занимались своей наёмной спецификой. Женщины ниндзя существовали также, их звали куноити .

Кланы и школы ниндзя

Всего существовало несколько десятков кланов ниндзя по всей Японии , но наибольшую известность получили кланы уезда Кока и провинции Ига . Уезд Кока контролировала коалиция кланов «53 семьи Кока». Провинция Ига была разделена между 3 крупными кланами: Момоти на юге, Хаттори в центре и Фудзибаяси на севере. В этих двух районах сформировались важнейшие школы ниндзя: Кока-рю и Ига-рю .

Боевые искусства ниндзя

По мнению историка-япониста Алексея Горбылева, отдельной оригинальной системы рукопашного боя и боя с различными видами оружия у ниндзя не существовало, а ниндзя изучали и адаптировали под свои нужды уже имевшиеся в Японии стили боевых искусств. Кланы ниндзя для рукопашного боя использовали старую форму дзю-дзюцу , а для боя с оружием - соответствующие стили будо (Кэндзюцу , Бодзюцу , Содзюцу , Сюрикэн-дзюцу и пр.). Вместе с тем, Горбылев предполагает следующие отличия синоби бу-дзюцу от самурайских стилей боевых искусств, обусловленные тактикой действия ниндзя:

Ни одна из нынешних школ японских бу-дзюцу не может убедительно доказать, что ведёт происхождение от средневековых ниндзя.

При бегстве применялись два приёма рукопашного боя. Ниндзя резко падал под ноги нагоняющего противника и заставлял его лететь кубарем через себя. Если противник приближался сбоку, ниндзя резко тормозил, пропускал его мимо себя и наносил удар мечом по спине .

По мнению Горбылёва, ниндзя уделяли практике рукопашного боя намного меньше времени, чем об этом думают поклонники кинобоевиков. Серьёзные тренировки в рукопашном бое влекут за собой специфические изменения во внешнем облике, тем самым демаскируя ниндзя. Поэтому по мнению Горбылева ниндзя делали акцент на приёмах внезапного нападения с близкой дистанции с использованием малогабаритного скрытого оружия вместо глубокого изучения боевых искусств и ведения традиционного открытого поединка .

Костюм и доспехи ниндзя

По мнению историка-япониста А. М. Горбылёва, ниндзя никогда не использовали чёрный обтягивающий костюм, популярный в фильмах и романах. Ночные костюмы ниндзя имели красновато-коричневые, пепельные, желтовато-коричневые или тёмно-серые оттенки. Именно такие оттенки позволяли полностью слиться с ночной мглой, тогда как абсолютно чёрный костюм резко выделяется в этих условиях. Костюм ниндзя имел мешковатые очертания . Днём ниндзя носили повседневную одежду, позволяющую слиться с толпой.

Чёрный костюм, приписываемый ниндзя, родом из кукольного театра бунраку . Кукольник находится прямо на сцене, в чёрном одеянии, а зрители его «не видят» - поэтому, когда в театре кабуки кого-то убивает «человек-невидимка», убийцу одевали в костюм кукольника.

Большинство из этих предметов - стандартное снаряжение лесорубов, крестьян, солдат. Японцы (как, впрочем, и европейцы) пользовались огнивом , но в условиях диверсионной операции всё-таки проще иметь что-то горящее, а не высекать огнивом искру. Эта же труба с углями служила ручной грелкой (по сравнению с Западной Европой климат Японии отнюдь не тёплый). Шпионам требовалось делать записки, рисовать карты и ставить метки - поэтому обязательны приспособления для письма.

Остальное снаряжение зависело от ситуации. Это лестницы и крючья для залезания на стены, отмычки для вскрывания замков, компактные, но эффективные плавсредства, и так далее.

Оружие ниндзя

Поскольку ниндзя часто приходилось сталкиваться с необходимостью убивать, ими был разработан целый ряд оружейных средств и способов бесшумного и незаметного убийства. Помимо обычных для средневековой Японии видов оружия, таких как меч или стрелковый лук , ниндзя использовали весьма специфические виды оружия. Специфическое оружие ниндзя пряталось в одежде, было малозаметным или маскировалось под безобидные предметы, поэтому имело малые габариты: носимое на пальце кольцо с шипами, различные виды ручных кистеней , палочки с заостренными концами, которые выдавались за палочки для массажа или даже еды, спрятанные в трости клинки и прочее .

Холодное оружие

Ниндзя, вынужденные воевать в зарослях и помещениях, предпочитали короткие мечи. Традиционный меч (ниндзя-то) редко превышал 60 см. К ножнам привязывали несколько метров верёвки: меч мог стать подвесной скамейкой или ступенькой, которую потом затаскивали наверх. Если нужно кого-то связать, от этой верёвки отрезали кусок. Ножны были длиннее меча и заодно служили футляром для мелкого снаряжения.

Носили меч обычным способом, на левом боку, иногда (для кувырков или переползаний) сдвигая за спину или на живот.

Макибиси

Макибиси - шипы, использовались для остановки лошадей и пеших войск.

Сюрикэн

Сякэн (яп. 車剣 , меч-колесо) - метательное оружие в виде металлической звезды с лезвиями или шипами вместо «лучей», которое наиболее часто ассоциируется с ниндзя. Также известен вариант названия «сюрикэн» (яп. 手裏剣, лезвие, скрытое в руке) и разговорное «звёздочка».

Кусаригама

Кусаригама - серп или коса с цепью на конце рукояти. Предположительно, искусство владения этим оружием (кусаригама-дзюцу) появилось либо в XIV , либо в XVII веке . Возможно, применение серпа ниндзя было связано с необходимостью маскировки оружия под обыденный сельскохозяйственный инструмент . Является соединением кама и манрики-кусари , где цепь обычно имеет длину 2,5 м, гирьки различны по весу и форме, а кама имеет рукоять 0,6 м длиной и наконечник 0,3 м. В отдельных случаях наконечник кама мог быть откидным, а в рукояти скрывался кинжал.

В наставлениях по нин-дзюцу упоминается даже особое искусство использования переменчивой одежды - кавари-горомо-но дзюцу.

Пользуясь своей замечательной одеждой, окрашенной снаружи и с изнанки в разные цвета, ниндзя мог мгновенно переменить свой облик, вывернув накидку наизнанку, несколько изменив стиль прически, добавив хромоты и т. д.

Если тебя раскрыли враги и бросились за тобой в погоню, лучше быть одетым в куртку яркого, привлекающего внимание цвета. Тогда будет возможно, на мгновение оторвавшись от противника, сбросить ее с себя и напялить на каменный фонарь, статую, дерево, столб, чтобы на несколько секунд отвлечь взимание преследователей, а самому с помощью маскировочного костюма раствориться в ночной мгле.

Нава Юмио утверждает, что при прыжках с большой высоты "ночные демоны" использовали куртку уваппари вместо парашюта. Для этого куртку снимали, захватывали руками концы рукавов и растягивали на максимальную ширину, среднюю часть подола зажимали в зубах, а руки поднимали вверх и в стороны. Уваппари надувалась ветром как парус и значительно ослабляла удар о землю в момент приземления.

Если же времени, чтобы скинуть куртку, у ниндзя не было, он просто захватывал руками углы подола, максимально разводил их в стороны и поднимал высоко над головой, так что у него над плечами вырастал небольшой треугольный парус, который, тем не менее, значительно снижал риск получения травмы при прыжке с большой высоты.

АМИГАСА - "СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПА"

Дополняла костюм ниндзя, действовавшего в чужом обличье на глазах у врага, плетеная из соломы шляпа амигаса, устроенная так, что ее владелец прекрасно видит все вокруг, в то время как окружающие не могут видеть его лицо (рис. 12).

Такие шляпы имели широкое хождение по всей Японии. Поэтому человек с амигасой на голове не

привлекал к себе особого внимания. Кроме того, под амигасой можно было спрятать секретное донесение, потайное оружие и даже складной походный лук табиюми. Известны образцы амигасы с прикрепленным изнутри "под козырьком" массивным дугоообразным лезвием, превращающим шляпу в гигантский сюрикэн, способный запросто срубить молоденькое деревцо или отделить голову от туловища врага.

НАГАБУКУРО - "ДЛИННЫЙ МЕШОК"

При знакомстве с длиннющим списком различных приспособлений, использовавшихся ниндзя в разных ситуациях, возникает законный вопрос: а как же они таскали с собой весь этот скарб?

Давайте представим себе ниндзя, отправляющегося на задание. На левом боку за пояс у него заткнут "шпионский" меч синоби-гатана. Рядом с ним виднеется оо-кунай. С правой стороны за поясом торчит толстая бамбуковая трубка с хиси, а рядом с ней кожаный мешочек с сюрикэнами, дымовыми бомбочками, компасом, нитью с грузилом. За пазухой угольком внутри. На спине с правой стороны заткнута за пояс веревка с надежным крюком кагинава. А где же все остальное? Все остальное - различные нинки и порох, яды и лекарства, провизия - запрятано в заплечный мешок нагабукуро (рис. 13).

Нагабукуро ниндзя носили на спине по диагонали так, что он спускался от левого плеча к правому боку. Точно также носили свои заплечные мешки японские солдаты уже в XX веке. Нагабукуро изготавливали из полосы прочной парусины шириной в 90 см и длиной около 190 см, окрашенной в темно-коричневый цвет. Он представлял собой простую тряпичную трубу, к которой снаружи на равном расстоянии друг от друга и от концов пришивали две тесемки того же цвета. Тесемки затягивали и в средний отсек помещали различные нинки, а концы перевязывали узлом на груди.

ДОСПЕХИ НИНДЗЯ

Сразу нужно оговориться, что никаких особых, "шпионских" доспехов не существовало. Во время сражения ниндзя использовал либо кольчугу, либо облегченный вариант доспеха пехотинца татами-гусоку.

Полный кольчужный доспех (кусари-катабира) состоял из кольчужной рубахи, нарукавников, защищавших руки от локтя до кистей рук, поножей и шлема, прикрывавшего не только голову, но и шею с подбородком и оставлявшего открытыми лишь глаза бойца (рис. 14).

Такую кольчугу можно было надевать под верхнюю куртку уваппари.

Доспехи татами-гусоку изготавливали из кожи, на которую нашивали прямоугольные (карутагину) или шестиугольные (кикко) железные пластины (рис. 15–17).

Такими доспехами, защищавшими бойца лишь спереди, феодальные князья снабжали рядовых пехотинцев самого низшего ранга.

Шлем, входивший в комплект, представлял собой кожаную каску, покрытую такими же пластинами, естественно, без всяких рогов, которые в разведке стали бы ужасной помехой, без конца цепляясь за ветки и кусты. Возможно, именно поэтому в традиционных районах проживания кланов ниндзя, в провинции Ига и в Сайга в провинции Кии использовались каски без рогов и других украшений, лишь усеянные небольшими шипами (рис. 18–19).

И кольчугу, и доспехи татами-гусоку, использовавшиеся ниндзя, можно увидеть в музее нин-дзюцу в городе Ига Уэно, который предположительно использовали ниндзя. Особенно много таких щитов обнаружено на севере равнины Канто в районе Титибу. Щит тэцу-но камэ был круглым, с четырьмя толстыми шнурами, прикрепленными к четырем крючкам на тыльной стороне. Особенность тэцу-но камэ состоит в том, что его можно носить не только на руке, но и на спине, продев руки под веревочные перевязи. Закинув такой щит за спину, ниндзя мог смело удирать от врага, не обращая большого внимания на пальбу - толщина тэцу-но камэ такова, что его не могут пробить ни стрелы, ни пули мушкетов. Прикрывшись таким щитом, ниндзя ложился ничком на землю, превращаясь в гигантскую черепаху, и преспокойно подползал к вражеским позициям. При этом пули и стрелы рикошетили от щита, имевшего сферическую форму, словно снаряды от лобовой брони танка. А поджав под себя руки и ноги и собравшись в комок или забравшись в ямку, ниндзя превращался в подобие маленького дота.

Другой вид щита описан в книге Донна Дрэгера "Нин-дзюцу" (Токио, 1977), который рассказывает: "Те воины, которые пытались поразить ниндзя из огнестрельного оружия, часто становились в тупик, когда он ловко прятался за толстым многослойным кожаным щитом нэрукава-ита (букв, "доска из дубленой кожи"). Если пули его и пробивали, то уже не могли нанести человеку серьезного ущерба".

Глава 2. ОРУЖИЕ НИНДЗЯ

Описание оружия ниндзя традиционно составляет один из самых больших разделов в книгах о ниндзюцу. Различные виды боевых цепей, серпов, кастетов, духовых трубок и прочих "дьявольских" штучек, равно как и способы применения таковых действительно впечатляют и мало кого оставляют равнодушным. Однако если подойти к этому вопросу с конкретно-исторических позиций, то выясняется, что из всего этого богатого арсенала специфическим оружием ниндзя можно назвать всего с десяток предметов, относящихся к разряду "потайного оружия": различных скрытых лезвий и пистолетов, замаскированных под мечи, курительные трубки, чернильницы и т. д. Все остальное в не меньшей степени было достоянием обычных самураев, не занимавшихся разведкой и шпионажем, а также полицейских и разбойников.

Другая проблема возникает при описании конкретных приемов боя с использованием различных видов оружия. Дело в том, что в текстах по нин-дзюцу практически нет сведений о технике рукопашного боя. Например, в "Бансэнсюкай" описаны особые "шпионские" способы использования меча (так называемые "семь способов использования сагэо" - "сагэо сити-дзюцу"), но ничего не говорится о фехтовании. Ведь подлинное, а не "киношное" ниндзюцу- это искусство шпионажа, разведки, диверсий, оно не включает в себя никаких приемов рукопашного боя.

То, что нин-дзюцу не содержит приемов боя с оружием и без оружия, конечно же не означает, что "воины ночи" таковых не изучали. Просто, нужно различать нин-дзюцу и другие "дзюцу", изучавшиеся ниндзя. Например, знаменитый "невидимка" XX века Фудзита Сэйко помимо нин-дзюцу школы Кога-рю изучал еще кэмпо (бой без оружия) школы Намбан Сатто-рю, сюрикэн-дзюцу (метание лезвий) школы Сингэцу-рю, дзё-дзюцу (бой короткой палкой) школы Дайэн-рю, торидэ-дзюцу (разновидность дзю-дзюцу) школы Итидэн-рю и др.

Мы расскажем в нашей статье о японских ниндзя. Нет, речь пойдет не о знаменитых мультяшных черепашках и не о шустрых героях, летающих в черных одеждах по воздуху и махающих сверкающими мечами направо и налево. Наш рассказ - о реально существовавших когда-то людях.

Ниндзя - это кто?

В существовали огромные секретные кланы воинов-наемников, основной функцией которых был шпионаж. Их называли синоби, или ниндзя. Эти слова имеют несколько значений:

  • тот, кто скрывается, прячется;
  • терпеть, переносить;
  • убийца;
  • разведчик, шпион;
  • лесной демон;
  • тройной человек.

Из многочисленных легенд известно, что ниндзя еще с детства обучались мастерскому и тактике рукопашного боя. Но перво-наперво они постигали искусство добывать и выведывать военную информацию. Эти люди были жестоки, хитры, бесстрашны и обладали поистине сверхъестественной ловкостью и выносливостью.

Лесные демоны, наемные убийцы должны были уметь появляться внезапно и так же внезапно исчезать, владеть медицинскими познаниями, тайнами иглоукалывания и траволечения. Они были способны долгие часы находиться под водой, вдыхая воздух через соломинку; умели взбираться по отвесным скалам и прекрасно ориентироваться в любой местности; обладали тонким обонянием, чутким звериным слухом и острым зрением, позволяющим им видеть даже в темноте. Они не были сверхлюдьми, нет, все перечисленные умения достигались путем тяжелых длительных тренировок.

Абсолютное большинство синоби были выходцами из крестьянских семей. К первым общинам ниндзя могли примкнуть посторонние люди: воины, охотники и даже бандиты. Впоследствии для того чтобы стать ниндзя, нужно было родиться в том или ином клане. Общинные поселения синоби располагались в труднодоступных районах, часто в горной местности, и тщательно маскировались. Эти люди могли появляться в любых селениях и городах под видом обычных жителей, и никто не мог заподозрить в них жестоких убийц.

В современном кинематографе синоби часто романтизируют. Но следует помнить, что ниндзя - это наемники, которые предлагали свои услуги - убийц, террористов, диверсантов и шпионов - правителям многочисленных феодальных кланов, воюющих между собой. Они исполняли приказы тех, кто им больше платит. Кстати, вопреки расхожему мнению, летать они все-таки не умели, что, конечно же, не умаляет их остальных многочисленных талантов.

Тактика ведения боя

Боевые искусства ниндзя не являются их оригинальным изобретением. Для боев с применением оружия эти воины использовали стили будо:

  • со-дзюцу;
  • бо-дзюцу;
  • кэн-дзюцу;
  • сюрикэн-дзюцу и пр.

В рукопашном бою предпочитали пользоваться приемами дзю-дзюцу. Эти воины адаптировали под себя различные стили боя, имевшиеся на то время в Японии.

Однако они внесли ряд характерных дополнений и изменений в классические самурайские боевые искусства:

  • Ниндзя делали упор на внезапность, ошеломление противника.
  • Всегда практиковали нападения из засады, ночью, сзади и т. д.
  • Делали упор на приемы удушения, как на более бесшумные.
  • Предпочитали вести бой в условиях ограниченного пространства (в небольших комнатах, узких коридорах, среди кустарника или бамбука).
  • Применяли больше ударов, чем в классическом самурайском дзю-дзюцу.

Кланы и школы ниндзя

Абсолютно все шпионы ниндзя были непревзойденными воинами, обладающими навыками, позволяющими им скрытно попасть в любое помещение, уничтожить врага и столь же незаметно исчезнуть. Однако каждый воин принадлежал к какому-либо клану или школе ниндзя, коих было множество:

  • Ига. Этот клан был наиболее известным и обладал большим влиянием. Прославился в том числе и своими оружейными изобретениями. В это сообщество входили школы: Момоти, Хаттори и Фудзибаяси.
  • Кога. Был вторым по влиянию кланом после Ига. Его члены специализировались на использовании различных взрывчатых веществ.
  • Клан Кисю.
  • Сада.
  • Нэгоро. Клан воинов-монахов из монастыря Нэгоро-дзи.
  • Синто.
  • Сайга или Сайка. Представители клана специализировались на оружейной стрельбе.
  • Сирай.
  • Синто.
  • Попис.
  • Хакуун. Основателем школы был отшельник Хакуун Доси. Позже из этой школы выделились еще несколько: и Готон дзюхо-рю.

Одежда ниндзя

В представлении современного человека японский ниндзя - это воин в обтягивающем черном костюме. Именно такой образ растиражирован в популярных фильмах и в беллетристике.

С действительностью это не имеет ничего общего. Костюмы ночных шпионов и убийц были в темно-серой, а также коричневой гамме желтоватых или красноватых оттенков. Именно такие цвета помогали надежно раствориться во мгле ночи, в то время как абсолютно черная одежда не давала подобной маскировки.

Костюмы воинов были достаточно свободными и имели мешковатые очертания. В светлое время суток ниндзя носили обычную одежду - это позволяло не выделяться в толпе.

Воинские доспехи

Особым преимуществом синоби были мобильность и быстрота, возможно, поэтому они никогда не облачались в доспехи полностью. Во время кровавых сражений бойцы защищали свое тело при помощи легкой кольчуги. В редких случаях использовался защитный комплект, в который входили следующие доспехи ниндзя:

  • Кольчужная рубаха.
  • Ручные нарукавники (от локтя до кистей рук).
  • Шлем, защищавший не только голову, но также область шеи с подбородком.
  • Поверх кольчуги обычно надевалась верхняя куртка уваппари.

Бойцы самого нижнего ранга были оснащены легкими доспехами татами-гусоку, состоящими из кусков кожи, на которую были нашиты железные пластины. Подобное обмундирование защищало ниндзя только спереди.

Очень интересно то, как воины использовали щиты тэцу-но камэ. Их держали не только на руке, но и закидывали за спину, продевая руки под перевязи. При отступлении ниндзя могли спокойно подставлять врагу спину, которую надежно прикрывал такой щит. Толщина тэцу-но камэ была такова, что его не могли пробить ни пули, ни стрелы.

Еще одно достоинство щита ниндзя - его сферическая форма. Воин мог лечь на землю и, закинув щит на спину, подползать к позициям врага. Пули рикошетили от железной сферы, как от танковой брони. Забравшись в ямку или сгруппировавшись, поджав под себя ноги, боец мог превратиться в подобие неуязвимого живого дота.

Снаряжение воинов-шпионов

Обязательное снаряжение ниндзя состояло из шести следующих предметов:

  • Кагинава (длинная веревка с крюком). При помощи этого приспособления синоби могли взбираться на высокую стену либо без труда преодолеть забор. В случае необходимости этот предмет мог использоваться и в качестве эффективного оружия.
  • Амигаса (крестьянская плетеная шляпа). Ниндзя - это невидимки. Такой головной убор давал возможность видеть все, что происходит вокруг, и в то же время надежно закрывал лицо от чужих глаз.
  • Сэкихицу (мелок, грифель, карандаш) и ядатэ (пенал с тушью и кистью). При помощи сэкихицу ниндзя мог сделать какую-либо отметку или что-то записать. Для этих же целей использовались кисть и тушь. Кроме того, в пенале шпиона могло быть спрятано оружие в виде небольшого острого клинка.
  • Кусури (дорожная аптечка воина или набор снадобий). Все помещалось в маленькую сумочку, которую ниндзя привязывал к поясу.
  • Сандзяку тэнугуи (метровое полотенце). Этот предмет использовался по-разному в различных ситуациях: в едком дыму - как защитная маска, в стане врага - как маска маскировочная, как веревка для связывания недруга, как жгут при кровотечении и т. д.
  • Утидакэ (трубочка-контейнер из бамбука). Ниндзя носили в ней тлеющие угли, чтобы в случае необходимости можно было быстро добыть огонь. Это можно назвать аналогом современной зажигалки.

Брали с собой бойцы и другие предметы. Какие именно - зависело от задания или ситуации. Это мог быть набор отмычек для замков, лестницы, плавсредства и прочее.

Специальное холодное оружие

Воины-невидимки разработали целый арсенал различных средств для убийства.

Холодное оружие ниндзя:

  • Сюрикэн. Эти небольшие металлические звезды с шипами или острыми лезвиями вместо лучей всегда присутствовали в карманах ниндзя. Их использовали в качестве метательного оружия.
  • Кусаригама. Приделанная к рукоятке цепь, на конце которой закреплены коса или серп. Грозное и достаточно массивное оружие, которое было очень легко замаскировать под сельскохозяйственный инструмент.
  • Макибиси. Специальные шипы, с помощью которых можно было остановить пеший или конный отряд.

Использование ядов

Для достижения своих целей безжалостные убийцы не брезговали ничем. Например, ими широко применялись различные ядовитые вещества для умерщвления противника.

Яды ниндзя делились на 3 категории:

  • Мгновенного действия.
  • Действующие через какой-то небольшой временной промежуток (ликорис, мышьяк).
  • С отстроченным действием или медленнодействующие. Эти яды обычно изготовлялись из зеленого чая особого сорта или внутренностей животных.

Интересен один из способов отравления, который часто использовали наемные убийцы: капли яда скатывались в ухо или рот спящей жертвы по свешенной сверху нити. Каждый клан обладал собственными секретами приготовления отравы.

Владение огнестрельным оружием

В Японии огнестрельное оружие появилось лишь с прибытием туда европейцев. Долгое время оно было слишком редким и очень дорогим - это особенности средневековой Японии. Владеть подобной роскошью могли только богатые вельможи. Тем не менее у ниндзя не было недостатка в таком виде вооружения.

Они были чрезвычайно искусны во владении мушкетами и ружьями и преуспели в снайперской стрельбе, попадая точно в цель даже с расстояния в 600 м.

Благодаря своей изобретательности синоби начали использовать оружейный порох весьма интересным образом: сюрикэн, снабженный пороховым зарядом, забрасывался на соломенную крышу, начинался пожар, что заставляло охранников переключиться с преследования ниндзя на тушение огня.

Женщины-ниндзя

Бытует легенда, что женщины не могли быть ниндзя. Это не так. Слабому полу тоже нашлось место в рядах воинов-шпионов. Девушки-ниндзя назывались куноити. Их обучение проводилось по другой программе, нежели подготовка мужчин.

Деятельность дам была больше связана с применением ядов, а также с использованием мужских слабостей врагов. Хотя при невозможности уйти от ближнего боя куноити тоже могли сражаться. Женщины-ниндзя - это всегда прекрасные актрисы, умевшие долгие годы играть определенные роли: гейш, проституток или служанок.

В Средневековье гейши в Японии пользовались почетом и уважением. Они были вхожи в дома большинства знатных вельмож. Девушки-ниндзя, притворявшиеся гейшами, иногда использовали в качестве орудия убийства спицу из своей прически или кольцо с потайным ядовитым шипом.

Имена, оставшиеся в истории

Японские ниндзя не старались стать известными, их задача была прямо противоположной: скрыться и остаться неузнанными. Однако история сохранила имена некоторых из них. Вот они:

  1. Отомо-но Сайдзин - этот человек считается одним из первых ниндзя. Он служил соглядатаем для своего хозяина - принца Сетоку Тайси.
  2. Такоя. Жил в 7 веке. Его главной специализацией были теракты.
  3. Унифунэ Дзиннай. Этот ниндзя, отличавшийся очень маленьким ростом, однажды проник во двор врага через канализацию и ждал противника, сидя в выгребной яме, несколько дней. Как только кто-либо заходил, он с головой прятался в нечистоты. Когда хозяин дворца вернулся, Унифунэ Диннай проткнул его копьем и ушел от преследования через тот же канализационный канал.

Современная культура и ниндзя

Истории о бесшумных отважных воинах-шпионах стали одним из излюбленных сюжетов современного кинематографа. Первый фильм о синоби был снят в Японии еще в 1915 году. Это было немое кино, носившее название "Легенда о чудовищной мыши", затем на экраны вышел фильм, посвященный одному из самых знаменитых бойцов, чье имя сохранилось в истории: "Призрачный герой Ниндзюцу-Горо". С тех пор кинорежиссеры и сценаристы постоянно возвращаются к этой теме.

Современным людям невозможно забыть о ниндзя. В нынешней культуре их образы прижились и мелькают не только в кино, но и в мультфильмах ("Черепашки-ниндзя"), компьютерных играх, повестях и романах. Кроме того, молодежь играет в ролевые игры, примеряя на себя роли бойцов, а маленькие дети с удовольствием надевают костюмы ниндзя, которые продаются в магазинах.

Заключение

В наши дни существует настоящая мода на ниндзя-тематику. Остается порадоваться, что главным аспектом такого увлечения является восхищение ловкостью, силой и смелостью синоби, а не их беспредельной жестокостью и умение убивать.

(忍び装束) – «стандартный» маскировочный костюм ниндзя, как он описан в старинных трактатах и книгах современных историков-исследователей состоит из:

Куртки (уваги 上着),
- пояса (додзимэ 銅締め),
- специальных брюк (игабакама 伊賀袴),
- капюшона-маски (фукумэн 覆面 (маска) и дзукин 頭巾(капюшон)),
- накладок-перчаток (тэкко 手甲),
- ножных обмоток (асимаки 足巻き),
- носков (таби 足袋),
- и сандалей (варадзи 草鞋)
- и, иногда, верхней куртки (уваппари 上っ張り)

Куртка доги или уваги (на фото под цифрой 1) имела форму стандартной куртки в знакомом нам «стиле кимоно » (на самом деле, их существует довольно много видов), но бывшая чуть короче и имевшая разрезы не только по бокам, но и сзади. Рукава ниндзя обычно были свободными и, как и во многих фасонах этого вида одежды, использовались как карманы (имея прорези в подмышках). Однако, при влезании на стены, деревья или пролезании в узкие отверстия и лазы они подворачивались и подвязывались специальными шнурками (на уровне бицепсов и запястий), или заправлялись под специальные ручные обмотки (тэмаки ), выполненные из одного куска материи трапециевидной формы и имевшие крючки и завязки (см. следующее фото), или перчатки-накладки (тэкко ), чем-то напоминающие «бухгалтерские налокотники» - их чаще носили под рукавом. Иногда тэкко были кольчужными (кусари-тэкко ), в стиле японской кольчуги – т.е. с нашитыми поверх ткани металлическими колечками, но чаще дополнительной защитой для рук служили бо-сюрикэн , скрытые в кармане, пришитом изнутри тэкко . На куртке имелись многочисленные карманы (см. на фото вверху под цифрой 2), предназначенные для переноски оружия и инструментов.


Куртка синоби ("ханкири доги" - полуразрезной фасон кимоно).
Красной линией показан карман рукава. Также видны рукавные подвязки и разрезы в подмышках

В правый карман на отвороте спереди ниндзя прятал обычно сандзяку тэнугуи, а в левый – пилу ко-сикоро.

Нава Юмио вкладывает в левый отворотный карман куртки миниатюрную пилу ко-сикоро (фото из книги "Дзукай какуси буки хякка")

В большой карман слева помещали медное зеркало или сякэн (далеко не лишняя защита сердца от укола мечом или попадания стрелы), а в правый – бумагу.

Куртка заправлялась в штаны, которые называются игабакама или « из Ига » и чаще всего представляли собой традиционные, очень широкие вверху и немного сужающиеся книзу от колен штаны с пришитыми поясными завязками и чуть завышенной спинкой, которые носили крестьяне из областей Ига и Кога . Штаны также имеют завязки под коленями и на голенях для сужения штанин книзу. Сзади изнутри на спинке игабакама , где, по традиции японцев, расположена небольшая плоская дощечка на уровне поясницы, имеелся еще один карман, в котором ниндзя носил или несколько бо-сюрикэн , или малую пилу – косикоро . Асимаки имели карман для скрытого ношения малого оружия или инструментов, также выполнявшие дополнительную защитную функцию (на первом фото вверху под цифрой 3). Пояс ниндзя (синобиоби или додзимэ) имел длину от 250 до 300 см и был несколько шире обычного. Иногда для большей крепости он имел тонкую, но прочную, вшитую внутрь цепь. Такой пояс не только невозможно было перерезать, но и весьма эффективно использовать как оружие или подручное средство, например, для устройства петлевого насеста где-нибудь в кроне дерева для более комфортного наблюдения за врагом.

Нава Юмио демонстрирует, как ниндзя прятал малый кунай (ко-кунай) или миниатюрную пилу (ко-сикоро)
в заднем кармане, расположенном горизонтально на поясе игабакама (фото из книги Юмио Нава "Дзукай какуси буки хякка")
Ножные обмотки (кяхан или асимаки).
На фото видно расположение кармана, в котором мог располагаться или ко-кунай, или небольшой нож, или бо-сюрикэн

Хотя сейчас мы видим ночные костюмы ниндзя в основном насыщенного чёрного цвета, на самом деле, как считается, синоби-сёдзоку таким не был, а был скорее коричневого или тёмно-бурого (ржавого) цвета. Дело в том, что чисто чёрный костюм очень выделяется на сероватом фоне ночного окружения. Процесс окрашивания ткани, при котором использовался танин (яп. сухо , дающий чёрно-коричневый цвет) и кровь животных (дающий красновато-бурый цвет), назывался суходзомэ . Самое интересное, что помимо чисто маскировочных функций, такой цвет и состав краски, по убеждению ниндзя , давал возможность обеззараживать грязную воду, при фильтрации ее сквозь ткань костюма. Кроме такого цвета, костюм ниндзя мог быть серовато-чёрным (как бы вылинявшим от стирки – этот цвет мы можем наблюдать в костюмах учеников большинства современных серьёзных нинпо додзё, так как уже после двух-трёх стирок идеально чёрный ги приобретает серовато-чёрную окраску), серого, коричневого, бурого, грязно-жёлтого и т.п. цветов, так как эти цвета гораздо лучше скрывают человека ночью в переменном освещении, чем чисто чёрный костюм, годный только для безлунных ночей и очень тёмных помещений. Естественно, зимой костюм ниндзя был белым или грязно-белым. По-видимому, никаких стандартов в этом вопросе особо не существовало – использовалась такая окраска, которая наиболее подходила к местности, в которой собирался действовать ниндзя . Встречается также описание «двухцветного» костюма ниндзя, имеющего тёмную окраску снаружи и белую с изнанки.

Синоби-таби (носки ниндзя ) немного отличаются от стандартных вариантов японских носков. Во-первых, они не имеют застёжек-крючков с задней стороны, а надеваются как бахилы и затягиваются шнурком; а во-вторых, их подошва шилась из кожи, а не хлопка и подбивалась ватой. Такое устройство вполне объяснимо с точки зрения тайной деятельности – бесшумное перемещение и хорошее сцепление с поверхностью стены или дерева, на которое карабкается ниндзя , предварительно сняв свои варадзи . Японские историки считают, что и варадзи ниндзя (синоби-варадзи ) также отличалось от общепринятых образцов. Они плелись не из соломы, а из хлопковых нитей, вперемежку с конским или человеческим волосом или даже нарезанной на тонкие полоски бычьей кожи, после чего обрабатывались специальным дубильным раствором и укреплялись со стороны подошвы кусочками древесной коры, также специально обработанной. В результате такого кропотливого процесса ниндзя получал обычные с виду, но не прорезаемые и даже не прокалываемые сандалии-лапти, устойчивые к стиранию и служащие намного дольше обычных соломенных образцов.


Теперь поговорим о пресловутой «маске ниндзя». Собственно маска – фукумэн – бывает двух видов и представляет собой или длинное, до 210 см, полотенце-башлык шириной около 25 см, или два куска ткани, длиной около 90 см и 45 см. Первый фукумэн одевался следующим образом: середину полосы клали сверху на голову и подвязывали под подбородком (наподобие женского головного платка). Затем заворачивали оба конца ткани назад и, прикрыв лицо, завязывали оба конца на затылке. Помимо масок-обмоток, ниндзя использовали и обычный капюшон-колпак – дзукин . Он представляет из себя колпак округлой формы из плотной ткани, завязывающийся на шее специальным шнурком или завязками.

Иногда ниндзя для переноски своих вещей и инструментов использовали заплечный «вещь-мешок», который называется нагабукуро 長嚢 (на первом фото вверху под цифрой 7). Он изготавливался из куска прочной ткани 90 см шириной и около 2 м длиной, окрашенной в тёмный цвет и сшитый в форме длинной трубы, по обеим сторонам которой пришиты шнурки. Положив необходимое в мешок, затянув и связав шнурки между собой, ниндзя одевал нагабукуро на спину по диагонали наподобие солдатской «скатки» и отправлялся в путь.

Пользовались ниндзя и доспехами, предпочитая их складные и облегчённые варианты, а также кольчуги. Кусари-катабира 鎖帷子 – кольчужный доспех (на первом фото вверху под цифрой 8) - представлял собой рубаху, нарукавники, поножи и шлем, надевавшийся как маска или капюшон и защищавший не только голову но и шею и нижнюю часть лица. Японская кольчуга представляет собой плотную тканевую основу, на которую пришиты металлические колечки. Поэтому такой доспех практически не издаёт посторонних звуков, что было особенно важно для ниндзя , предпочитавших, в силу их деятельности, особо не шуметь и одевавших под свой маскировочный костюм.



Сохранившиеся доспехи ниндзя, предназначенные для скрытого ношения под синоби-сёдзоку(из частной коллекции)

Приведённая выше информация взята с сайта Будзинкан Украина сибу додзё и является сокращённым вариантом главы из книги «От ниндзюцу к нинпо: основы Будзинкан тайдзюцу» автора Валерия Момоты.

Для человека, практикующего нюндзюцу: здесь на сайте, в разделе "Покупки", можно купить ниндзюцу синоби-сёдзоку или его . Также в наличии есть обувь для занятий ниндзюцу - .

Ниндзя зарываются в землю , фрагмент из фильма "Ниндзя в логове дракона"(Long zhi ren zhe; Ninja In The Dragon):