Александра Завьялова - биография, фото, личная жизнь актрисы: Погасшая звезда. Трагедия семьи завьяловых Дмитрий, внук александры завьяловой

Когда-то красоту этой актрисы называли колдовской. Режиссеры предлагали ей главные роли в своих фильмах, поклонники дарили цветы и посвящали стихи. Актриса Александра Завьялова была одной из самых популярных в Советском Союзе после съемок в фильме "Тени исчезают в полдень". В 2016 году, не дожив одного дня до своего восьмидесятилетия, она была убита. За что убили актрису Александру Завьялову? Кто это сделал? Почему некогда популярную актрису перестали снимать в фильмах? Что мы знаем о ней? Биография Александры Завьяловой, личная жизнь и другая интересная информация представлены в нашей статье.

Есть счастливчики, которым с самого рождения всего дано в избытке. К таким людям относилась советская актриса Александра Завьялова. Красота, талант, поклонники, настоящая любовь. У неё было все, чтобы быть счастливой. Казалось, что весь мир лежал у её ног, а в жизни должно было ждать лишь только хорошее. Однако все вышло совсем по-другому. Почему жизнь этой красивой женщины и талантливой актрисы закончилась так страшно? Что это было? Трагическая случайность или намеренное убийство? Попробуем в этом разобраться.

Факты биографии

Несмотря на свою яркую, аристократическую внешность, Александра Завьялова родилась в семье простых тружеников в Тамбовской области. Необходимо отметить, что родители Саши были очень красивыми людьми. Её бабушка была гречанкой. От родителей Александра и унаследовала свою яркую, необычную внешность. К сожалению, сведений о детских годах и увлечениях актрисы найти не удалось.

В возрасте 22 лет она окончила театральный институт в Ленинграде. Свою первую роль Александра сыграла ещё студенткой. Фильм назывался "Песня о Кольцове" (1959). Девушка сыграла возлюбленную поэта - крепостную девушку Дуню. С ролью она справилась очень хорошо, но после окончания института по распределению она оказалась в театре города Бреста. Были предложения сниматься в кино, но Завьялова считала, что её призвание - не съемочная площадка, а сцена. Однако когда режиссер Александр Зарха предложил ей главную роль в фильме "Люди на мосту", отказываться Александра Завьялова (фото представлено ниже) не стала.

Первые роли и фильмы

В картине она сыграла подрывницу Лену. Её героиня - сильная женщина, способная на героические поступки. Спасая людей, она жертвует своей жизнью. Актриса так хорошо сумела передать этот образ, что зрители и режиссеры обратили на неё свое внимание. После этой картины последовали новые предложения.

Завьялова Александра (актриса) получила широкую известность после картины "Алешкина любовь". Она сыграла здесь главную героиню Зинку. В этой роли могли сняться такие известные актрисы, как Изольда Извицкая, Людмила Гурченко, Ия Арепина. Но для съемок выбрали Александру Завьялову. Её партнером по фильму стал актер Леонид Быков. Нежная и трогательная история любви Алексея поразила зрителей. Актриса показала, как меняется в лучшую сторону обычная девушка Зина, которая в конце фильма смогла оценить всю красоту чувств влюбленного юноши.

"Тени исчезают в полдень"

Александре Завьяловой было 35 лет, когда она попала на пробы в вышеупомянутый фильм. Режиссеры картины были поражены её красотой и особым магнетизмом, который излучали её глаза. Решение было принято мгновенно и единогласно, Александра Завьялова была утверждена на роль Серафимы Клычковй (Пистемеи Морозовой).

Сыграть её мечтало много талантливых актрис. Но для этой роли нужна была актриса с особой внутренней силой при внешней мягкости и обаянии. Ведь в фильме было необходимо показать три возраста главной героини: совсем юную девушку, женщину средних лет и пожилого возраста. От актрисы эта роль требовала неимоверных усилий и полной самоотдачи.

Несмотря на то что Александра Завьялова играла отрицательного персонажа, невозможно было не восхищаться её игрой. Сыграв врага советской власти, она завоевала любовь огромной зрительской аудитории. Как такое могло быть? Дело в том, что актриса сумела показать главное - жизнь и становление человека. И сделала она это гениально. Но несмотря на это, после картины "Тени исчезают в полдень" сниматься актрису не приглашали. Её последняя роль - в фильме "Белые одежды" (1992).

Фильмография (список)

В каких ещё фильмах снималась Александра Завьялова? Давайте их вспомним.

  • "Хлеб и розы" (1960). Играет дочку кулака Любашу. Интересная картина, в которой снимаются вместе с Завьяловой такие знаменитые актеры, как Павел Кадочников и Людмила Касаткина.
  • "Ждите писем" (1960). Девушка Римма (в исполнении Александры Завьяловой) уезжает на молодежную стройку в надежде на то, что сможет забыть свою любовь.
  • "Фро" (1964). Александра Завьялова сыграла молодую девушку Фросю. Её героиня тоскует по мужу, оставившему молодую жену и уехавшему на стройку. Гениальная игра актрисы, способной без слов, только взглядом передать всю тоску измученной женской души.
  • "Четыре страницы одной молодой жизни" (1967). Актриса сыграла здесь избалованную красавицу.

Всего Александра Завьялова снялась в 14 фильмах. Все её героини - сильные и красивые женщины. С кем бы ни снималась Александра Завьялова, все внимание зрителей было приковано только к ней. Она буквально гипнотизировала взглядом своих прекрасных миндалевидных глаз. Поклонники ходили за ней табунами, а жена Леонида Быкова (партнера по фильму "Алёшкина любовь") очень сильно ревновала своего мужа и даже присутствовала на съёмках фильма.

Александра Завьялова: личная жизнь

Несмотря на огромное количество поклонников, официальный брак в её жизни был только один. С будущим мужем, художником Дмитрием Бучкиным, они познакомились, когда Александра ещё училась в театральном институте. Он сразу же потерял голову, да ведь и было отчего её потерять. А что она? Девушка привыкла к восхищению и вниманию и не придавала их знакомству особого значения.

Дмитрий Бучкин рисовал портреты неприступной красавицы, дарил цветы и красиво ухаживал. За плечами Александры Завьяловой уже были роли в нескольких фильмах, поэтому знаками внимания её удивить было трудно. Тем не менее Александра оценила надежность и преданность Дмитрия, и через несколько лет после знакомства они поженились. В браке родилась дочь Татьяна.

Актерская слава и популярность, а также многочисленные поклонники не дали этой замечательной паре долго наслаждаться семейной жизнью. Александра вскоре увлеклась другим мужчиной, муж не простил ей измены, и они развелись. Но Дмитрий не смог забыть о своей ветреной красавице и любил её всю свою жизнь.

Роковая встреча

Возможно, если бы не случилось в жизни актрисы этого знакомства, всё было бы по-другому. Но у судьбы на каждого из нас свои планы. Американский бизнесмен, владелец крупного производства, и советская кинозвезда встретились и влюбились друг в друга. Это был высокий, красивый мужчина. Несмотря на то что он был в браке, встреча с русской красавицей перевернула всю его жизнь. Он готов был ради неё даже развестись с женой. Настоящая любовь, к тому же ещё и взаимная, которая не так часто встречается в жизни, могла озарить своим светом всю их жизнь и подарить счастье.

Случись это в XXI веке, Александра Завьялова могла бы уехать в Америку и, возможно, стала бы голливудской звездой. Во всяком случае, все необходимые данные для этого у актрисы были. Но в 60-70 годы ХХ века все произошло по-другому.

Американца советские спецслужбы выслали из страны. А для Александры Завьяловой звездная жизнь закончилась, и начался путь к забвению. Её перестали приглашать сниматься в кино, поклонники куда-то исчезли. Ее ждали жуткие депрессии, лечение в психиатрической больнице и жизнь на грани нищеты. К счастью для Александры Завьяловой, все эти годы с ней рядом был бывший муж, Дмитрий Бучкин. Он даже усыновил её второго ребёнка. Дети Александры Завьяловой - это дочка Татьяна и сын Пётр, которого она родила в возрасте около сорока лет. Об отце мальчика сведений нет, актриса не захотела предавать эту информацию широкой огласке.

Александра Завьялова: причина смерти

В 2016 году, за день до дня рождения актрисы, произошла страшная трагедия. Александра Завьялова жила с сыном, у которого были большие проблемы с алкоголем. Он мог пить по нескольку дней, в состоянии алкогольного опьянения совершенно себя не контролировал. Очередной его пьяный загул закончился тем, что он ударил ножом свою мать. После полученных ранений женщина скончалась.

Люди, знавшие Петра, говорят о том, что это была ужасная и нелепая случайность. Возможно, ему привиделось что-то страшное, об этом сейчас судить очень трудно. Петр признался в совершенном преступлении и был взят под стражу. Но сильнее всего он наказал себя сам, убив любимую мать. Родственники и знакомые говорят о том, что у них были прекрасные отношения, они заботились друг о друге. Александра Завьялова надеялась, что сумеет излечить сына от пагубной привычки. К сожалению, ей не удалось это сделать.

В заключении

Очень сложно дать однозначный ответ на вопрос о том, кто виноват в том, что жизнь Александры Завьяловой сложилась так, а не иначе. Возможно, если бы она родилась в другое время и в другой стране, её судьба была бы более счастливой. Но об этом уже никто и никогда не узнает. Хорошо, что у зрителей осталась возможность смотреть и пересматривать фильмы с этой удивительно красивой и талантливой актрисой. Такой Александра Завьялова и останется в памяти любителей советского киноискусства.

Яркие роли сильных героинь мгновенно снискали для Александры Завьяловой славу «звезды» советского кино. Вершиной ее творчества стала роль монахини Пистимеи в эпопее «Тени исчезают в полдень», а затем актриса исчезла с экранов. Негласный бойкот, объявленный режиссерами и студиями, продолжался десятилетия.

Уже в пожилом возрасте Завьялова сыграла в картине «Белые одежды», но после вновь наступило забвение. Трагическая судьба артистки, так и не сумевшей оправиться от творческой изоляции, оборвалась не менее печально. Она была убита накануне дня рождения, и в преступлении обвинили ее собственного сына.

Детство и юность

Родилась Александра Семеновна Завьялова в 1936 году в семье крестьян села Титовки в Тамбовской области. Дата рождения – 4 февраля. Училась девочка средне, могла пропустить урок или не выполнить домашнее задание. Как вспоминают земляки будущей артистки в документальном фильме «Александра Завьялова. Затворница» (ТВЦ), Саша была «боевой, с наглинкой».


Уже в школьные годы с удовольствием участвовала в постановках, концертах, выступлениях, читала стихи и, рассказывая истории, показывала их в лицах. Девочка нравилась многим одноклассникам, но мальчики подойти к ней боялись.

Окончив школу, девушка перебирается в Ленинград и поступает в театральный институт (позднее переименован в ЛГИТМиК). Учась здесь, она не мыслит себя актрисой кино – ее привлекает работа на театральных подмостках. И когда по распределению ей достается служба в Драмтеатре Бреста, Завьялова довольна поворотом судьбы.

Фильмы

Играя в театре, актриса отвергает предложения сняться в кино. Но режиссеру Александру Зархи удается уговорить артистку: в независимой Александре кинематографист видит своенравную Лену, героиню его предстоящего фильма «Люди на мосту». И точно: прилетевшая на съемки в Красноярск Завьялова столь удачно попадает в образ, что следом за ней в Сибирь прибывает увидевший отснятый материал сценарист Сергей Антонов. Позднее он вспомнит, что воплощенная Завьяловой героиня оказалась живее и объемнее, чем созданный им образ.


Уже в Москве Антонов знакомит Александру с писателями и мастерами кино. Ее поклонниками становятся и . После дебюта в 1959 году предложения по съемкам сыплются на 23-летнюю актрису как из рога изобилия. В том же году выпускает «Песню о Кольцове» - биографическую ленту о поэте, где Завьяловой снова достается главная женская роль.

В 1960 году биография артистки пополняется сразу тремя фильмами, самым заметным из которых становится «Алешкина любовь». Мелодраму, снятую двумя режиссерами под руководством , посмотрели 24 миллиона зрителей. Александра Завьялова, снявшаяся в картине со знаменитым , превращается в звезду советского кинематографа.


Ее лицо не сходит с обложек журналов и первых полос газет. Актрису снимает фотограф американского «Лайфа», работающий только с главами государств и голливудскими артистами. Фотосессия проводится в одном из номеров гостиницы «Националь». Во время кинофестиваля в Москве ее приглашают на званый ужин в посольстве США.

Любимой ролью актрисы становится Фро – главная героиня одноименного фильма Резо Эсадзе. Основа сценария – рассказ . В отличие от предыдущих работ, когда Завьяловой доставались своенравные, сложные персонажи, в мелодраме Эсадзе она играет нежную, любящую героиню. Ради этой роли Александра соглашается стать блондинкой.


Роман с режиссером картины привел к тому, что в 1967 году Завьялова появляется в другой его ленте – фильме «Четыре страницы одной молодой жизни». Но пиком карьеры становится многосерийная картина « », показывающая жизнь народа в первой половине 20-го столетия.

Игра Завьяловой, которую приглашают на роль Серафимы Клычковой, впечатляет не только создателей фильма, но и коллег актрисы по съемочной площадке. В интервью для фильма «Затворница» артисты рассказывают, что Александра Семеновна не играла, а действительно проживала перед камерой каждый эпизод.


При этом ей удавалось передать нюансы возраста: в первых сериях Серафима предстает 17-летней наследницей владельца сибирских приисков, а по ходу фильма превращается в злобную, отталкивающую старуху-монахиню.

После громкого успеха обрушивается тишина: Завьялова вдруг оказывается в негласной изоляции. Ей больше не предлагают ролей, не приглашают на светские мероприятия. Артистка переживает сильнейший кризис. Пытаясь выбраться из него, несколькими годами позже Завьялова посещает киностудии, но никто не дает ясного ответа о причине негласного бойкота.


Только 30 лет спустя, когда артистку приглашают на встречу с поклонниками кино, ее замечает режиссер Леонид Белозорович. Кинематографист включает Завьялову в актерский состав предстоящей ленты «Белые одежды» с и в главных ролях. Увы, это возвращение на экран в 1992 году оказывается для актрисы последним. Больше Александра Семеновна не снимается.

Личная жизнь

Еще в годы учебы в институте Александра знакомится с будущим супругом Дмитрием Бучкиным. Молодой человек учился в художественном училище имени В. И. Мухиной, куда студентки ЛГИТМиКа приходили на культурно-массовые мероприятия. В 1963 году пара женится, хотя родители Дмитрия выступают против его выбора, предвидя будущие трудности.


В том же году на свет появляется дочь Таня. Заботясь о ней, Александра делает паузу в карьере. Но уже в следующем году у нее разгорается роман с Резо Эсадзе. Завьялова признается в этих чувствах супругу, и, несмотря на маленькую дочь, пара решает развестись спустя два года после регистрации брака.

Отношения с Эсадзе оказываются такими же недолговечными. С одной стороны, Завьялову не устраивает ревность возлюбленного, с другой – дочь Татьяна отказывается воспринимать нового спутника мамы как отца. Пара расстается.


Следующий роман Завьяловой стоит ей карьеры. Вскруживший ей голову бизнесмен из США проводит с актрисой две недели в Одессе. Однако обоим ясно, что роман обречен: Александра не переедет в Америку, ее избранник не останется в СССР.

После того как иностранец возвращается на родину, Завьялову вызывают на допрос в КГБ, а после устанавливают слежку. Случайно или нет, поток предложений по съемкам иссякает после допроса в правоохранительных органах.


В 1976 году у Александры рождается сын Петр. Кто отец ребенка, актриса не признается ни журналистам, ни родным. В 90-е мамой становится Татьяна – у Завьяловой появляются внук Дмитрий и внучка Дарина. А в последние годы жизни актрисы в семье Дмитрия рождается правнучка Александры, названная Анной.

Смерть Александры Завьяловой

В 2016 году, накануне 80-летия, актрису в принадлежащей ей квартире. Смерть наступила от раны, нанесенной ножом. Как позднее выяснили следователи, трагедия разыгралась в момент ссоры матери с сыном. Известно, что Петр присваивал деньги, которые выделяли Завьяловой в качестве материальной помощи.

Документальный фильм «Александра Завьялова. Затворница»

В убийстве признали виновным Петра. Приговором суда ему определен . Восемь лет сын Александры проведет в колонии строгого режима.


Могила актрисы находится на Смоленском кладбище в Северной столице. Средства на похороны собирал Союз кинематографистов.

Фильмография

  • 1959 – «Люди на мосту»
  • 1959 – «Песня о Кольцове»
  • 1960 – «Алешкина любовь»
  • 1960 – «Ждите писем»
  • 1964 – «Фро»
  • 1967 – «Клятва Гиппократа»
  • 1967 – «Сергей Лазо»
  • 1971 – «Тени исчезают в полдень»
  • 1992 – «Белые одежды»

Её боготворили Расул Гамзатов и Юлиан Семенов. За ней ухаживали Юрий Любимов и Аркадий Райкин. Ею восхищалась Белла Ахмадулина. Одна из самых трагических судеб в истории советского кино, одна из самых красивых отечественных актрис.

Общественность узнала об этом 6 февраля, хотя сам факт ухода из жизни зафиксирован медиками 2 февраля!

4 февраля 2016 года, в день своего 80-летнего юбилея, в своей Петербургской квартире была обнаружена мертвой Александра Завьялова - заслуженная артистка РСФСР, некогда блистательная кинозвезда СССР - страны, которая дала ей всё, а потом и отобрала данное. Экспертиза показала, что актриса умерла ещё 2 февраля. Впрочем, российские СМИ и телевидение проигнорировали смерть знаменитой русской актрисы.

Ещё ребенком я запомнил демоническую красоту Пистимеи Морозовой в культовом советском многосерийном фильме "Тени исчезают в полдень". Роль богатейшей наследницы сибирских фабрикантов, потерявшей все после революции, но поклявшейся бороться с советской властью изнутри, стала вершиной актерского мастерства Завьяловой.

В начале картины героиня Завьяловой предстала перед зрителем 17-летней девушкой, а в конце ей было уже за 70. Разумеется, это не первая роль актрисы а, скорее, уже закат ее карьеры.

В 1960 году Александра Завьялова снялась в главной роли в знаменитой советской лирической комедии " Алёшкина любовь", где ее партнером был талантливейший кумир миллионов- Леонид Быков. Полюбили зрители и Завьялову. Картина имела успех. В том же 1960 году ее снова ожидает успех после исполнения главной женской роли в фильме "Люди на мосту", снятым легендарным Александром Зархи. Но, конечно, визитной карточкой актрисы стала Пистимея Морозова/ Серафима Клычкова (в картине героиня Серафимы становится Пистимеей после того, как ею были украдены чужие документы). Кто бы мог подумать, что эта роль, по сути, станет и последней для заслуженной артистки России.

Её воистину демоническая красота особняком выделялась даже среди первых красавиц советского кино. Бабушка актрисы была гречанка. Видимо, от неё Александра унаследовала столь нетипичную, яркую внешность.

Её лицо украшало обложку американского журнала Life. Завьялову, ещё восходящую звезду, стал снимать модный фотограф Филип Хальсман. Представляя советскую делегацию за рубежом, актриса снискала любовь публики. В самолете актриса познакомилась с американским адмиралом в отставке военно-морских сил США Отелло Черезолли, который владел пароходной компанией. Они полюбили друг друга. К тому времени актриса была замужем за художником Дмитрием Бучкиным, у них росла дочь Таня.

Органы госбезопасности с самого начала следили за актрисой и Отелло. Черезолли объявили персоной нон грата и он был вынужден на собственном пароходе уплыть в США. Мужу актриса рассказала, что полюбила другого, и они расстались. А в 1963 году в её жизнь вошёл образ Пистимеи. Съёмки шли 3 года. Эта роль стала испытанием для актрисы, счастьем и проклятьем.

(Следует добавить, что после расставания с американцем актриса снова влюбилась, и снова это был иностранец - югослав Мома Кошич. Он красиво ухаживал, заботился и помогал актрисе во время тяжелейших съемок сериала. Пара решила пожениться, но бывший муж не дал Александре разрешения на выезд за границу с дочерью Татьяной. Ехать без дочери - об этом не могло быть и речи.)

Сложно сказать, почему наступило забвение, вероятно, режиссёры видели в ней только образ демонической женщины, при этом понимая, что всё внимание в картине будет доставаться актрисе за её уникальную внешность.

У актрисы началась депрессия. Она попала в психиатрическую больницу. Незадолго до этого она родила второго ребенка - сына. Ей было тогда 40 лет. Попав снова в психиатрическую больницу уже вместе с сыном, Александра под давлением написала заявление о выходе на инвалидность. Дочь Татьяну во время болезни актрисы забрал её отец - бывший супруг актрисы. Полностью оправиться от столь тяжелого недуга Завьялова так и не смогла. Временами она чувствовала себя очень хорошо. Общалась с людьми, давала интервью, но болезнь возвращалась.

Последний раз на экране Александра Семеновна появилась в 2000 году в передаче Оксаны Пушкиной "Женские истории", где искренне рассказала о своей жизни и судьбе.

Светлая ей память. Мир и покой её светлой душе.

Появились официальные данные, что актрису убил собственный сын

В управлении Следственного комитета по Санкт-Петербургу подтвердили информацию о том, что обвинение в убийстве заслуженной артистки России Александры Завьяловой предъявлено ее сыну – 40-летнему Петру Завьялову. Сообщается, что он арестован и уже дал признательные показания.

По версии следствия, ночью 3 февраля, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в квартире дома номер 6 по Гаврской улице "на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений" Петр Завьялов ударил ножом свою мать. Она скончалась на месте. Заслуженная артистка России Александра Завьялова не дожила всего несколько дней до своего 80-го дня рождения.

В результате проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий обвиняемый был задержан, сообщает региональное управление СК РФ. Петру Завьялову избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Расследование уголовного дела продолжается.

03.02.2016г., за 2 дня до 80-летия от рук собственного сына погибла народная актриса, Александра Завьялова. Мало кто знает, что до последних дней она жила с сыном алкоголиком в бедности и конфликтах. Единственным человеком, поддерживающим ее до последних дней, был ее первый и единственный официальный супруг, художник Дмитрий Бучкин.

Детство и юность

Свой день рождения популярная актриса 60-х Александра Завьялова праздновала 4 февраля. Родилась в поселке Титовка, относящемся к Сосновскому р-ну Тамбова. В 1958-м девушка закончила обучение в Санкт-петербургской академии театрального искусства, и получила работу в Брестском драмтеатре. На протяжении года она успешно покоряла сердца зрителей, отказываясь от съемок в кино. Не то, чтобы она была совсем безразлична к этому роду деятельности, просто юная актриса была предана театру. Отношение к съемкам недавней выпускницы изменило предложение кинорежиссера А. Зархи на роль в киноленте «Люди на мосту». Она согласилась.

Дальнейшие ожидания актрисы в Бресте оказались тщетными, так как вслед за этим ей поступило новое предложение. В лирическом комедийном фильме «Алёшкина любовь» звезда предстала в роли стрелочницы Зинки. Она покорила сердце робкого парня, геолога-буровика Алешки (Леонида Быкова). Будучи нескладным и ничем не привлекательным, он упрямо добивался внимания горделивой красотки. Финал истории - светящиеся от любви глаза девушки, которая провела долгий и тяжелый путь, чтобы встретиться с ним, с Алешей...

Необычайно добрая и светлая история любви вызвала неподдельный интерес со стороны зрителей и режиссеров. Александра Семёновна оказалась на пике популярности. Один за другим выходили картины с ее участием: музыкальная драма «Ждите писем», соцдрама «Хлеб и розы», художественный фильм «Будни и праздники», др. Но широкого признания эти картины не получили.

Фильмография конца 50-х

Кинодебют Александры состоялся в ленте «Песнь о Кольцове», где она сразу получила главную роль. Основной сюжет фильма построен на отрезке из жизни знаменитого поэта России, который приходился на 30-е года 19 века. Отличает его от литераторов род занятости - предпринимательство, которому он посвятил всю свою жизнь, являясь продолжателем семейного дела. Алексей души не чаял в стихах и любви к крестьянке, героине Завьяловой. Но волею судьбы главные герои так и не смогли воссоединиться, поэт обручился с нелюбимой девушкой, а затем покинул мир живых в 33-летнем возрасте.

Следующую роль она сыграла в драматическом фильме «Люди на мосту», где ей предстояло воплотиться в мастера-подрывника Лену. Ее героиня была смелой и красивой, с внебрачным сыном. Она влюбила в себя сына начальника по возведению моста. Эта связь стала притчей во языцех, где женщина примерила образ злого гения для интеллигентов Булыгиных. Конец истории - девушка пожертвовала своей жизнью во спасение других людей. После амбициозной подрывницы, актриса неоднократно примеряла амплуа «роковых» женщин, проявляя силу, привлекательность, и своего рода угрозу.

Творчество 60-х

Актриса в 60-х была особо знаменита. Во многом ей помогла роль Зинки из музыкальной драмы «Алёшкина любовь». Тогда женщина работала в паре с Леонидом Быковым, супруга которого очень ревновала и всегда находилась с ним во время съёмок.

Причина очевидна: лицо актрисы украшало не только «Советский экран», но даже американский глянец «Life» (16 июня 1961 года). Для фотосессии был выбран один из номеров столичной гостиницы «Националы». Его редакторы прозвали актрису советской Greta Garbo, а отечественные режиссеры предлагали звезде только первые роли. Женщина также попала в список самых известных людей СССР, удостоенных фотосессии Филиппа Халсмана (прежде он работал с такими кино-дивами, как Brigitte Bardot, Sophi Loren, Marilyn Monroe и Audrey Hepburn).

Этот поступок был очень наглым даже для хрущевской оттепели. Но представители органов власти отреагировали не сразу. Ведь СССР стремился доказать «прогнившему Западу», что и здесь есть красивые актрисы. Продолжением мирового триумфа звезды стало участие в столичном фестивале 63-го года. На нем присутствовали такие известные личности, как Jean Marais и Giulietta Masina.

Последние съемки в кино

В результате тесного общения Завьяловой с эмигрантами, а также интерес иностранных СМИ, сыграл роковую роль в жизни артистки. В 65-х ею всерьез заинтересовалось КГБ. В результате допросов спецслужбы попросили руководителя «Ленфильма» прекратить съемки в отечественном кинематографе. Однако, женщина без боя не сдавалась, и продолжала работать с другими компаниями.

О личной жизни

Актриса состояла в официальных отношениях только с художником Дмитрием Бучкиным. Она вышла замуж в 63-м году. К этому привело давнее знакомство с Дмитрием, покорившим ее красивыми ухаживаниями. В браке родилась дочь Таня, и женщина прекратила съемки в кино. Пришлось ей покинуть и Малый театр, где она трудилась в последние годы.

Завьялова привлекала внимание публики незаурядной внешностью, которая сыграла с ней злую шутку. В 64-м она отправлялась на очередные съемки, и во время полета ей не поздоровилось. На помощь откликнулся американец лет 50-ти. Предложив ей стакан воды, он представился, как Отелло Черезолли, отставной адмирал ВМС США. Признался, что летит в Одессу по работе. Женщина вкратце рассказала о себе.

Между американским миллиардером и советской знаменитостью завязался роман. Отелло был поражен ее редкой красотой, Александра - изысканными манерами зарубежного поклонника. Их отношения длились на протяжении 2-х недель. Возлюбленные бродили по улочкам Одессы, посещали лучшие рестораны. «Я увезу тебя в США, разведусь с женой, и мы всегда будем вместе!» - изо дня в день вторил ухажер. И внезапно пропал. Ни вещицы, ни пары строк на память... В КГБ влюбленной сообщили: ее знакомый занимался шпионажем, и его быстро выставили из страны, не дав проститься с теми, кого он знал. Позже за Александрой установили слежку и резко прекратили приглашать на съемки.

Женщина развелась с Бучкиным, а ее 15-летняя дочь Татьяна осталась жить с отцом. После этого путь в кино был перекрыт, а ближе к 40-летнему возрасту, женщина родила сына и закрылась от внешнего мира.

Важно отметить, что после скандального романа иностранцем женщина снова влюбилась, и ее избранником опять оказался иностранец - югослав Мома Кошич. Он был очень заботлив и внимателен, готов был на ней жениться. Однако, бывший супруг Завьяловой не разрешил увезти дочь Татьяну из страны.

Роль как приговор

Кинолента «Тени исчезают в полдень», экранизированная в 71-м году, была тринадцатой по счету в непродолжительной карьере актрисы. Воплотившись в роль Пистимеи (Серафимы) по сюжету романа А.Иванова, ей предстояло сыграть в 3-х возрастных категориях одной героини – юной красавицы, женщины средних лет и старухи. Завьялова впервые примерила образ столь жесткой особы, которая все злодеяния оправдывает вероисповедованием. Это было серьезным испытанием для христианки.

Женщина вынуждена была согласиться на роль, так как с каждым годом она теряла былую славу. А новый успех стал для исполнительницы триумфом, и проклятием. Она настолько талантливо исполнила роль врага советской власти, что у многих возникли сомнения: а действительно ли они хороши, эти высшие силы?

Терпение органов сошло «на нет». Они припомнили ей все: и фотоснимки в иностранных журналах, и Московский кинофестиваль, где она была единственной советской актрисой, получившей приглашение на ужин в американском посольстве, и роман с владельцем морского порта. После этого фильма актриса больше не получала приглашения на съемки, что негативно отразилось на ее душевном состоянии. И тогда она приняла решение родить сына, чтобы подарить ему свою нерастраченную нежность. Через 2 года она впала в депрессию. Женщина вела уединенный образ жизни, не пускала к сыну врачей из клиники. Соседи, обеспокоенные озадаченные постоянными криками малыша, вызвали МЧС.

Вскоре стало известно, что женщину отправили на принудительное лечение в психиатрической больнице. В будуарах поговаривали, что это высшие силы наказали исполнительницу Пистимеи за съемки в фильме «Тени исчезают полдень». Через 2 месяца женщина вернулась домой, и обнаружила, что ее жилье ограбили. Вынесли все, что бывшая знаменитость успела нажить: от кожи и мехов, до украшений, сувениров и денег. Не было и детей. Дочку Таню забрал отец, а малыш оказался в детском доме.

Завьялова долго пыталась вернуть сына, а через год вновь оказалась в больничной палате, теперь уже вместе с малышом. Там под действием угроз и шантажа врачей женщина вынуждена была подписать согласие о выходе на пенсию по инвалидности. Это стало окончательным приговором. Петю усыновил ее бывший супруг.

Пережитые происшествия негативно отразились на самочувствии женщины. Она стала озлобленной, замкнутой и неухоженной. Александра Семеновна сотни раз перечитывала печатные издания «своего времени». По словам очевидцев, женщина могла внезапно толкнуть коляску.

Единственным человеком, в котором она души не чаяла, был ее сын Петр. Она хвалила его по пустякам, проявляла жалость и находила оправдания. Юноша рос ленивым и бесхарактерным. После службы в армии он никак не мог определиться с профессией, перебивался мелкими заработками. Дочь Завьяловой, Татьяна, считает, что вся проблема в алкоголизме, ведь Петр начал употреблять еще в старших классах.

В 92-м Александра успешно сыграла роль секретарши в романе «Белые одежды», а через 2 года признана заслуженной артисткой РФ. В 2000-м году актриса дала последнее интервью в передаче О. Пушкиной «Женские истории», где поведала зрителям всю правду о жизни и судьбе. Затем опять пропала из виду.

Убийство актрисы

Согласно добровольным показаниям 40-летнего сына Александры Семеновной, женщина погибла от рук собственного сына в возрасте 79 лет. Ему объявлен приговор за убийство в состоянии алкогольного опьянения. Следствие считает, что Завьялов ночью 3.02.16, находясь в нетрезвом состоянии, на фоне очередного скандала, нанес смертельный удар своей матери. События происходили в доме №6 на Гаврской улице.

На протяжении последних 20 лет он был безработным. Люди судили его по-разному: сидит у матери на шее, спускает ее мизерную пенсию. И забывали о главном - что он поддерживал порядок в квартире, кормил и ухаживал за престарелой матерью, даже красил ей волосы. Возможно, они периодически и выясняли отношения, но дочь актрисы считает, что мать и сын любили друг друга.

Похороны организовал Союз кинематографистов. Отпели актрису на Смоленском кладбище.

Видео


Имя: Александра Завьялова (Alexandra Zavialova)

Возраст: 79 лет

Место рождения: село Титовка, Тамбовская область

Место смерти: Санкт-Петербург, Россия

Деятельность: актриса театра и кино

Семейное положение: была замужем

Александра Завьялова - биография

В 35 лет Александра Завьялова перестала играть в театрах, сниматься в кино, появляться на публике. Исчезла, словно тени в полдень. Что сгубило актрису? Ее красота и дарование - слишком яркие для СССР.

Александра Завьялова родилась в крестьянской семье под Тамбовом 4 февраля 1936 года. Симпатичная девочка росла скромной и кроткой. Прилежно училась в школе, помогала старшим в огороде, вечерами читала книги, а по выходным смотрела кино в местном клубе.

В пятом классе Саша заявила: «Вырасту - буду актрисой!» Решение дочери расстроило родителей. «Лучше закончи педагогический или сельскохозяйственный вуз, - советовал отец. - Будешь уважаемым человеком, всегда при работе!» Он словно предчувствовал, что мир кино сделает дочь несчастной. И его опасения оправдались. Биография актрисы оказалась трагической.

Александра Завьялова - фильмы

Красивая девушка без труда поступила в Ленинградский театральный институт, на один курс с Татьяной Дорониной . Получив диплом, по распределению оказалась в Бресте. Провинциальный театр Александру приятно удивил: ей сразу дали главные роли в классическом репертуаре и хорошую комнату в общежитии - о чем еще мечтать? Вот почему она долго отказывалась от съемок в кино.

Все изменил режиссер Александр Зархи. Увидев фото Завьяловой, он выехал в Брест и уговорил актрису сыграть в его ленте «Люди на мосту». Кинопроба оказалась настолько удачной, что в белорусский театр Завьялова не вернулась. Фильмы с участием новой звезды выходили часто - «Ждите писем», «Хлеб и розы», «Будни и праздники», «Одиночество», «фро»... После дуэта с Леонидом Быковым в картине «Алешкина любовь» Завьялову пригласили в столичный Малый театр. Предложение сделал лично Михаил Царев, легендарный актер и режиссер.

Александра Завьялова - биография личной жизни

В перерыве между съемками на одной из ленинградских улиц Александра встретила художника Дмитрия Бучкина , знакомого по институту. Через пару дней он признался актрисе, что любит ее много лет и готов жениться. Пара сыграла свадьбу, вскоре на свет появилась дочь Татьяна.

Наверное, этот брак был обречен изначально. Во-первых, молодые стали жить в квартире матери Бучкина. Ту раздражали частые съемки Александры. Хорошая жена должна ухаживать за ребенком и мужем, а не пропадать неведомо где. К тому же Завьялова, когда и находилась дома, ничего по хозяйству не делала - ни шить, ни готовить, ни убирать она просто не умела.

Да и зачем звезде экрана быть образцовой домохозяйкой? Ею восхищались Аркадий Райкин и Михаил Ромм, Юлиан Семенов и Белла Ахмадулина . Сфотографировать Завьялову пожелал сам Филипп Халсман. В коллекции амбициозного американца уже были снимки таких кино-див, как Брижит Бардо , Софи Лорен , Мэрилин Монро и Одри Хепберн . Фото Завьяловой, сделанное в одном из номеров московского отеля «Националы), появилось в журнале LIFE 16 июня 1961 года.

Эта «выходка» была верхом наглости даже для хрущевской оттепели. Но власти опомнились не сразу. Ведь СССР хотел доказать «прогнившему Западу», что и у нас есть красавицы-актрисы. Продолжением международного триумфа Завьяловой стало участие в Московском кинофестивале 1963 года. Его посетили такие знаменитости, как Жан Маре и Джульетта Мазина.

Вскоре после этого события Бучкин и Завьялова развелись. Брак угас тихо, сойдя на нет от долгих разлук. И все же в конце жизни актриса признается: «Дима оказался лучшим мужчиной в моей жизни».

Страсти по Отелло

В 1964 году Александра вылетела в Одессу на съемки очередного фильма. В самолете ее укачало. Иностранец лет пятидесяти, сидевший рядом, предложил стакан воды. «Отелло Черезолли, отставной адмирал военно-морских сил США, - представился незнакомец. - Лечу в Одессу по торговым делам. Вы полька?» «Нет, я русская», - на ломаном немецком ответила Завьялова.

Между ними вспыхнула страсть. Отелло поразила редкая красота советской актрисы, а Александру -утонченные манеры заграничного ухажера. Две недели влюбленные не расставались - бродили по улицам Одессы, ужинали в лучших ресторанах. «Я заберу тебя в Штаты, разведусь с женой, мы будем жить вместе!» - каждый вечер повторял иностранец. И вдруг исчез. Его номер в гостинице опустел мгновенно - ни вещицы на память, ни записки... В КГБ актрисе объяснили: ее знакомый - американский шпион, его выслали из страны в считанные часы, запретив попрощаться со всеми, кого он знал.

«Так я оказалась „неблагонадежной", почти изменницей Родины, - позже вспоминала Завьялова. - За мной установили слежку, стали редко снимать». Актриса с ужасом осознала, что от забвения ее отделяет всего шаг. Надо было что-то делать. И она сделала этот шаг сама.

Александра Завьялова - роль как приговор

В 1971-м Александре предложили роль в киноэпопее «Тени исчезают в полдень». Эта роковая работа - 13-й по счету фильм актрисы в ее недолгой кинокарьере. Роль Пистимеи (Серафимы) в экранизации романа Анатолия Иванова далась Завьяловой тяжело. Во-первых, она сыграла три возраста одной героини - девушку 17 лет, женщину после 40 и старуху. Во-вторых, Александре впервые пришлось вживаться в образ столь жестокой женщины. И, наконец, все злодейства Пистимея оправдывает верой в Бога. Это ли не испытание для актрисы, с детства верующей в Христа?


Отказаться от роли Завьялова не решилась. С каждым годом ее снимали все неохотнее, а тут - целый сериал, главная роль, причем такая неоднозначная! Необыкновенный успех фильма стал для Александры и триумфом, и проклятием. Врага советской власти актриса сыграла настолько талантливо, что некоторые задумались: а так ли она хороша, эта самая власть?

Терпение государства лопнуло в одночасье. Завьяловой припомнили все: и фотографии в LIFE, и общение с иностранцами на Московском кинофестивале, и роман с американцем. «Больше ее не снимать!» -постановили сверху.

Во время Московского международного кинофестиваля Александра Завьялова стала единственной советской актрисои, получившей приглашение на званый ужин в американском посольстве

Это был приговор, и обжалованию он не подлежал. В 35 лет для актрисы началась новая жизнь -в забвении, бедности, а позже - под одной крышей с сыном-алкоголиком.

Убийственная любовь Завьяловой

Петр - поздний ребенок актрисы. Она родила его, когда поняла, что в театре и кино ей больше не играть. Через два года декрета у нее началась депрессия. Женщина закрылась в квартире, перестала пускать к сыну врачей из поликлиники. Соседи, обеспокоенные постоянным плачем ребенка, вызвали МЧС. Завьялову увезли в психиатрическую клинику, дочь передали отцу, а сына отправили в детский дом.

За время болезни актрисы квартиру ограбили. Вынесли все, что она заработала: меха, бриллианты, дорогой фарфор, деньги...

Все произошедшие события изменили Александру Семеновну. Она озлобилась на весь мир, перестала здороваться с соседями и следить за собой, начала каждый день читать одни и те же газеты и журналы - все из ее молодости. По свидетельствам очевидцев, на улице могла ни с того ни с сего пнуть коляску.


Единственным человеком, которого актриса обожала, был Петя. Она хвалила сына за пустяки, всегда жалела и оправдывала. Юноша вырос ленивым и слабохарактерным. Отслужив в армии, работал то поваром, то строителем. На каждом месте - два-три месяца от силы. «Всему виной алкоголизм, - объясняла журналистам Татьяна, дочь Завьяловой. - Мой брат начал пить еще в старших классах».

Последние 20 лет Петр был безработным. Люди говорили про него разное: сидит у матери на шее, пропивает ее пенсию. И упускали главное - что он убирался в квартире, готовил еду, мыл и расчесывал постаревшую актрису, даже красил ей волосы. Возможно, мать и сын периодически ругались. Но, по словам Татьяны, все же любили друг друга.

3 февраля 2016 года Петр напился до беспамятства. Не исключено, что из-за контрафактного алкоголя у него начались галлюцинации и вместо матери он увидел перед собой нечто другое, враждебное... Когда пришел в себя, несчастная женщина была уже мертва. Отбросив окровавленный нож, убийца позвонил сестре и сообщил о содеянном. До своего 80-летия Александра Завьялова не дожила всего день.