Актрисы 3 рейха. Первые леди третьего рейха

17-летняя Ева Браун познакомилась с Гитлером в 1929 году в Мюнхене, когда работала в фотоателье. Поначалу она не узнала его — о том, кто их навещает на самом деле, ей рассказал владелец ателье.

Между ними быстро возникла симпатия, и при каждом следующем визите 40-летний Гитлер не упускал случая сделать девушке комплимент или подарить приятную безделушку. Временами они ходили в кино, обедали вместе и ездили на пикники.

« Разрешите пригласить вас в оперу, фрейлейн Ева? — спрашивал ее Гитлер. — Видите ли, вокруг меня всегда мужчины, поэтому я умею ценить счастье находиться рядом с дамой».

Популярное

В 1930 году Гитлер поручил доверенному человеку проверить, арийка ли Ева, и, получив утвердительный ответ, продолжил встречи с ней, хотя жениться не спешил. Их отношения практически всегда описывают как платонические, так как Гитлер, по словам биографов, был далек от романтических стремлений, утверждая, что женат на Германии.

Во время избирательной кампании Гитлера 1932 года Гофман, владелец ателье, иногда брал с собой« свою маленькую лаборантку Еву Браун», «которую Гитлер был рад видеть вечером за столом, чтобы немного отвлечься». О том, что Гитлер женился, практически никто не знал. Ева Браун никогда не присутствовала на официальных ужинах и не была представлена широкой общественности. Дважды она пыталась совершить самоубийство, но оба раза — неудачно. По словам Гофмана, Гитлер рассматривал Браун исключительно как« привлекательную девчонку», не больше. В 1945 году супруги совершили одновременное самоубийство. На этот раз успешно.

Эмми Геринг

Эмми, популярная актриса театра и кино, стала второй женой Германа Геринга. Первая супруга официального« преемника фюрера» скончалась от сердечной недостаточности. Геринг женился на Эмми Зоннеманн в 1935 году, и почти сразу бывшая актриса начала считаться неофициальной первой леди Третьего рейха: поскольку Еву Браун так и не представили в качестве официальной супруги фюрера, место первой леди оставалось вакантным. Правда, на него претендовала и Магда Геббельс, но конкурировать с бывшей актрисой, выбравшей для себя амплуа романтической героини, ей было сложно. Обе женщины занимались в основном благотворительными акциями.

В 1938 году у Герингов родилась дочь Эдда. Крестным отцом малышки стал Адольф Гитлер.


В конце Второй мировой Герман Геринг добровольно сдался в плен американцам вместе с семьей, однако на суде своей вины не признал. Геринг был приговорен к смертной казни через повешение и попросил заменить ее на расстрел. Ему отказали. За два часа до времени предполагаемой казни Геринг покончил с собой прямо в тюремной камере, приняв яд. Эмми Геринг в 1948 году была приговорена к конфискации 30% имущества и году трудовых лагерей. Более того, ей запретили выступать на сцене в течение последующих пяти лет. За эти годы Эмми написала книгу под названием« Рядом с моим мужем», которая вышла в 1967 году. Эмми и Эдда Геринг к этому времени уже жили в Мюнхене самой обычной жизнью. Эмма Геринг умерла в мюнхенской больнице в 1973 году, после продолжительной болезни.

Ильза Кох

Ильзу Кох, урожденную Кёллер, называли« Бухенвальдской ведьмой», «Сукой Бухенвальда» и «Фрау Абажур». Эти страшные прозвища жена Карла Коха, коменданта концлагерей Бухенвальд и Майданек, получила за страсть к истязаниям и пыткам. Ее обвиняли даже в изготовлении аксессуаров из человеческой кожи, но на суде доказательств этому не нашли.

При этом ни в детстве, ни в юности Ильза не была замечена в склонности к жестокости и садизму. Она росла счастливым, жизнерадостным ребенком, всегда прилежно училась и после школы выбрала себе, наверное, самую мирную в мире профессию — библиотекаря. Но в 1932 году она вступила в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию и там познакомилась с Карлом Кохом. 1936 году они поженились, тогда же Ильза устроилась на работу секретарем и охранницей в концлагерь Заксенхаузен. Через год Карл Кох был назначен комендантом Бухенвальда, и верная Ильза последовала за мужем. Тот назначил жену старшей надзирательницей над охранницами. Так появилась Сука Бухенвальда.

Ильза любила прогуливаться по лагерю, избивая встречавшихся на пути заключенных плеткой или натравливая на них свою любимую овчарку — настолько же свирепую, как и сама Ильзе. Так же она не стеснялась заводить интимные отношения с узниками(по некоторым данным, Карл Кох предпочитал сексуальные отношения с мужчинами, а не с законной женой), и истязать несчастных в процессе. Так же среди узников лагеря ходили слухи о том, что Ильзе выбирает заключенных с татуировками и приказывает сдирать с них кожу, чтобы потом сделать из нее сумочку, перчатки или абажур.

Поразительно при этом то, что супругов Кох арестовали еще в 1943 году, причем сами представители СС, но Ильза была оправдана. Карла и Ильзе обвиняли убийстве двух заключенных — врача Вальтера Кремера и его помощника, которые могли проговориться, что лечили Коха от сифилиса. Карл Кох был казнен спустя два года после судебного процесса, а Ильзе — отпущена на свободу и уехала к родителям. Но ненадолго.

30 июня 1945 года Кох была арестована американскими войсками и в 1947 году приговорена к пожизненному заключению. Однако спустя несколько лет ее освободили, поскольку суд не нашел достоверных доказательств ее преступлений: ни казней, ни изготовления сувениров из человеческих останков. Однако общественность так возмутило освобождение Фрау Абажур, что Ильза Кох была снова арестована и приговорена судом Западной Германии к пожизненному заключению.

Магда Геббельс

Красавица Магда была любимицей фюрера — ее «истинно арийская внешность» очень нравилась Гитлеру, и он настаивал на том, чтобы супруга министра народного просвещения и пропаганды как можно чаще появлялась на глазах немецкого народа. И Магда с удовольствием делала это: работала в ведомстве мужа, путешествовала по миру, поддерживала войска, утешала вдов погибших на войне солдат. При этом Магда, во всем поддерживающая мужа, всегда выступала против уничтожения евреев. Что, в общем, неудивительно: отцом Магды, предположительно, был еврей, а кроме того, до брака у нее был роман с эмигрантом из России Хаимом Арлозоровым.

Брак с Йозефом так же стал вторым браком Магды. В 19 лет она вышла за немецкого промышленника Гюнтера Квандта, который был старше невесты на 20 лет. Магда стала мачехой двум его сыновьям, которые были ненамного младше ее самой. Кроме того, Гюнтер усыновил трех детей своего погибшего друга, и Магде пришлось заботиться и о них. У пары также родился общий сын Харальд. Но причиной развода с мужем стали вовсе не дети, заботы о которых совсем не тяготили Магду. Супруги просто оказались разными людьми: Гюнтер был мелочным, педантичным, лишенным юмора человеком, который обожал жизнь по правилам. Магду тяготил этот брак, и в конце концов она завела себя любовника — того самого Хаима(Виктора) Арлозорова, который впоследствии стал видным сионистом. Квандт собирался выгнать неверную жену с позором, но у Магды нашелся компромат на мужа, который и сам не раз ей изменял. Таким образом она получила развод, приличное содержание и сына.

А после Магда познакомилась с Йозефом Геббельсом и вышла за него замуж. Свидетелем на свадьбе был Адольф Гитлер. В браке с Геббельсом Магда родила шестерых детей.

Перед окончанием войны, в 1944 году, Магда начала страдать нервными расстройствами и некоторое время лежала в больнице. Она предчувствовала скорый конец Третьего рейха, и скоро ее предчувствия сбылись. После самоубийства Гитлера Магда написала письмо своему старшему сыну:

Мир, который придёт после Фюрера, не стоит того, чтобы в нём жить. Поэтому я и беру детей с собой, уходя из него. Жалко оставить их жить в той жизни, которая наступит. Милостивый Бог поймёт, почему я решилась сама взяться за своё спасение.

1 мая 1945 года все шестеро детей четы Геббельс были убиты. Доподлинно неизвестно, кто делал детям уколы морфина и давал яд — родители или врач. После убийства детей и Магда, и Йозеф покончили с собой, приняв ампулы с цианистым калием.

Хараль Квандт, сын Магды от первого брака, пережил войну.

Герда Борман


Герда Борман, в отличие от остальных жен нацистов, задолго до брака имела отношение к Национал-социалистической немецкой рабочей партии: ее отец Вальтер Бух после Первой мировой войны сблизился с национал-социалистами и сделал успешную карьеру, став председателем Высшего партийного суда НСДАП. Поэтому с идеями национал-социализма Герда познакомилась еще в раннем детстве. Родители, нужно полагать, рассчитывали на брак дочери с видным партийным деятелем, и их ожидания сбылись. Просто никто не ожидал, что красавица Герда выберет Мартина Бормана. Собственно говоря, и сам Мартин этого не ожидал.

Мартин Борман родился в простой семье почтового служащего и в юности собирался стать фермером. К моменту знакомства с Гердой он уже начал неплохую партийную карьеру, но в то же время имел судимость за нанесение телесных повреждений. Кроме того, Мартин был на голову ниже своей будущей супруги. Целый год он не воспринимал всерьез симпатий Магды, но потом все же попросил ее руки у отца. Вальтер Бух дал согласие с большой неохотой. У Герды и Мартина родилось десять детей, один из них погиб в младенческом возрасте.


Но вот отношения супругов оставались загадкой для всех окружающих: Герда готова была бежать к мужу буквально по первому свистку и совершенно не обращала внимания на то, что Мартин соблазняет других женщин буквально в ее присутствии. Вскоре у Бормана начался серьезный роман с актрисой Маней Беренс, и Герда не просто не осудила мужа — она выступила на его стороне. Борман писал жене о своих сложных отношениях с любовницей, а Герда давала ему советы. При этом, судя по письмам, Герда и Мартин действительно любили друг друга.

Подобное отношение к супружеской жизни вскоре натолкнуло Герду на мысль о том, как справиться с военными потерями: в феврале 1944 года она выступила с призывом об отмене моногамии. Герда заявила, что супружеская верность — пережиток прошлого, а национал-социалистическое общество нуждается в новых идеях брака. По ее мнению, мужчинам надлежало вступать в несколько браков одновременно, но при этом относиться ко всем женам и детям как к законным. О понятии« супружеская измена» следовало забыть навсегда.

Судьба Мартина Бормана после падения Третьего рейха долго оставалась неизвестной: он бежал, и теперь считается, что был убит во время побега. Останки, найденные лишь в 1972 году, смогли идентифицировать лишь в 1998 году. Но до сих пор некоторые исследователи сомневаются в том, было ли это тело Мартина Бормана.

Герда Борман тоже бежала, но чуть ранее. Спустя несколько недель её доставили в военный госпиталь: оказалось, что Герда больна карциномой. Она скончалась там же, но не от рака, а от отравления ртутью, которую использовали в курсе химиотерапии.

Детей Борманов усыновил священник Теодор Шмиц.

Ученица русской школы театрального искусства, она стала "кинодивой № 1" гитлеровского кинематографа. Ее ближайшими подругами были Ева Браун и Магда Геббельс.
Дружила она и с Лени Рифеншталь, "главным кинолетописцем" Третьего Рейха, общалась с женой Геринга актрисой Эмми Зоннеман. Но главное, Ольгу Чехову любил сам фюрер, ставивший ее выше признанных актрис Марики Рокк и Зары Леандер. В России фильмы с ее участием не показывали ни разу.

Между тем, имеются предположения, что "авантюристка", как ласково называла Ольгу ее родная тетя, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, была глубоко законспирированным агентом советской разведки и поддерживала регулярные контакты с НКВД.

В своей книге "Под псевдонимом – Ирина" бывшая разведчица Зоя Воскресенская приводит эту историческую сенсацию: "Сегодня ясно одно: королева нацистского рейха Ольга Чехова была среди тех, кто мужественно боролся с фашизмом на незримом фронте".

Как Книппер стала Чеховой

Фамилии "Чехов" и "Книппер" объединились более ста лет тому назад, когда Антон Павлович Чехов сочетался браком с актрисой МХАТ Ольгой Леонардовной Книппер. Незадолго до этого знаменательного события, в 1897 году, в семье родного брата актрисы, Константина Леонардовича, родилась девочка, названная в честь тети. Юная Ольга с детства поражала окружающих красотой, умом и самообладанием. Девушка могла получить любое образование, но с детства мечтала о карьере актрисы. Она так страстно увлекалась театром, что когда ей исполнилось семнадцать лет, отец – важный петербургский чиновник – отправил Оленьку к своей знаменитой сестре, в Москву. Шло лето 1914 года.

Девочка быстро освоилась в театральном мире. Станиславский пригласил Олю в свой театр: на сцене она играла в таких постановках, как "Сверчок на печи" Диккенса, "Вишневый сад" и "Три сестры" Чехова. Богемная компания молодых людей, в основном актеров МХАТ, просто сходили с ума от Оленьки Книппер, – уж очень красива и обольстительна была племянница знаменитой актрисы, вдовы писателя. Особое внимание ей уделяли два брата Чеховы, родные племянники Антона Павловича, Владимир Иванович и Михаил Александрович.

Михаила Ольга знала давно, видела на сцене петербургского Малого театра в роли царя Федора Иоанновича. "Я была для него просто маленькой девочкой. Я же сходила по нему с ума и рисовала себе в еженощных грезах, какое это было бы счастье всегда-всегда быть с ним вместе". Владимир, получивший отказ в ответ на предложение руки и сердца, через три года застрелился. Когда же с молодой девушкой объяснился кумир ее ночных грез, Ольга дала согласие.

Венчались молодые люди в сентябре 1914 года, тайно

Ольге было 17, Михаилу – 23 года. Счастливый супруг писал одному из друзей: "Жена моя красавица! Жена моя – не по носу табак… Да, я думаю, не легко тебе представить меня рядом с красавицей женой, семнадцатилетней изумительной женкой". Та понимала: для отца Михаил - всего лишь "актеришка" и благословения они не получат.

В письме к своей родственнице Михаил писал: "Мы с Олей были готовы к разного рода неприятностям, но то, что произошло, мы все-таки не ожидали. В вечер свадьбы, узнав о происшедшем, приехала Ольга Леонардовна и с истерикой и обмороками на лестнице, перед дверью моей квартиры, требовала, чтобы Ольга сейчас же вернулась к ней!"

Через год родители Ольги признали этот скоропалительный брак, к тому же Михаила Чехова в то время называли "первой знаменитостью России" и "гениальным актером". Он сам, гастролируя с МХАТ в городе на Неве, в письмах к своей тетке не скромничал: "Твой гениальный племянник желает сказать, что принят у Олиных родных чудесно…" Еще через год, в 1916 году, у Чеховых родилась дочь, названная при крещении традиционно-семейным именем Ольгой, но всю жизнь ее звали Адой.

К тому времени Ольга-старшая поступила в училище живописи, ваяния и зодчества, на правах вольнослушательницы, посещая школу-студию МХАТ. У нее было много друзей, – она училась с сыновьями Станиславского и Качалова, в их доме бывали Вахтангов, Горький, Добужинский.

Никто из ее знаменитых друзей к творческим занятиям "чертовски пленительной" Ольги серьезно не относился, считая неталантливой, хотя и "обольстительной". Ее это огорчало и раздражало. Отношения с мужем становились день ото дня все напряженнее. Михаил, обожающий красавицу жену, тем не менее, запойно пил, а после спектаклей по их квартире бродили толпы юных поклонниц таланта Чехова. Чему, кстати, потакала свекровь, ненавидевшая невестку.

И они расстались

"Развод Миши Чехова с женой произошел не так неожиданно, как может показаться на первый взгляд. Он очень любил Ольгу Константиновну, и она его. Вероятно, тут сыграла некрасивую роль Мишкина мать Наталья Александровна, эгоистичная, присосавшаяся со своей деспотичной любовью к сыну", - писал позднее близкий друг Михаила, Смышляев.

Михаил Чехов очень тяжело переживал расставание с Ольгой. "Помню как, уходя, уже одетая, она, видя, как тяжело я переживаю разлуку, приласкала меня и сказала: "Какой ты некрасивый. Ну, прощай. Скоро забудешь". И, поцеловав меня дружески, ушла". Слегка опомнившись от большой потери, Михаил с сарказмом сказал кому-то из друзей: "Ушла, а звонкую фамилию Чеховых оставила. Хотела разделить со мной мою славу!"

Ольга Константиновна ушла, забрав с собой дочь. Вскоре она вышла замуж за Фридриха Яроши, австо-венгерского офицера. По словам Михаила Чехова, "это был авантюрист… изящный, красивый, обаятельный и талантливый. Он выдавал себя за писателя и часто увлекательно излагал нам темы своих будущих рассказов".

С Михаилом Ольга сохранила добрые отношения. В июне 1928 года они виделись в Берлине: в Германию Михаил приезжал с женой. Ольга сняла бывшему мужу квартиру, познакомила с ведущим немецким режиссером Максом Рейнхардом, даже решила снять фильм как режиссер, где главная роль предназначалась Михаилу. Но тот "не прижился" и уехал сначала в Прибалтику, а затем в Париж.

Позже Михаил эмигрировал в США и, обосновавшись в Голливуде, создал школу мастерства русского театрального искусства. Несмотря на новую семью, он всегда нежно любил свою дочь Ольгу (Аду), оставшуюся с матерью и завещал ей виллу недалеко от Сан-Франциско.

"Государственная актриса" Рейха

В январе 1921 года Ольге Чеховой удалось получить у наркома просвещения РСФСР Луначарского разрешение на выезд из страны "для поправки здоровья и продолжения театрального образования". По имеющейся информации, перед отъездом она имела встречу с начальником Контрразведывательного отдела ГПУ А.Х. Артузовым, известным по операции "Трест".

В 1923 году у нее останавливалась Лариса Рейснер, прибывшая в Берлин для освещения готовившейся пролетарской революции. Тогда же, по мнению некоторых исследователей, и началась связь Ольги Чеховой с советской разведкой. Ольга разводится с Фридрихом и, чтобы как-то свести концы с концами, начинает играть, для начала в маленьких театриках. Все-таки, несмотря на высокомерные отзывы ее русских друзей, талант у "прекрасной Ольги" был. Плюс "удивительная женская сила", подмеченная еще ее знаменитой тетей. За неполных восемь лет она сделала головокружительную карьеру.

Не имея никакой поддержки, не зная немецкого языка, красивая и умная женщина, Ольга Чехова, становится одной из звезд немецкого кинематографа, а затем, после прихода к власти нацистов, и "государственной актрисой" Третьего Рейха, входя в близкое окружение Гитлера и Геббельса. "Те годы научили меня различать главное и второстепенное", - напишет она в своих мемуарах. Главным, конечно, был театр. В Германии Ольга Чехова дебютировала в фильме "Замок Фогелед" (1921 год). Премьера завершилась "успехом обаятельной иностранки".

Затем последовали съемки в "Хороводе смерти" и вновь был шумный успех у немецкой публики. Актрису приглашают к себе такие мастера, как Дуглас Фербенкс, Гарольд Ллойд, Адольф Манжу. Знаменитый режиссер Альфред Хичкок предлагал ей главную роль в одном из своих фильмов – детективе "Мари". Среди самых известных фильмов с ее участием – "Маскарад", "Мир без маски", "Зачем вступать в брак", "Красивые орхидеи".

Сентиментальная немецкая публика признала и полюбила Ольгу

Зрители как можно чаще хотели видеть ее на экране, и продюсеры охотно использовали славу "новорожденной" звезды. В 1923 году она принимает немецкое гражданство. Предложения ролей сыпались со всех сторон. "Я работаю с энергией ста лошадей, - писала она в Москву Ольге Леонардовне, - ведь, кроме занятий с Мишей, никакой школы у меня нет". К тому времени молодая актриса снималась в 6-7 фильмах ежегодно, имя Ольги Чеховой стало известно буквально всем, а после выхода на экран "Мулен-Руж", она проснулась знаменитой.

В 1930 году у Ольги Чеховой появилась соперница, Марлен Дитрих, впрочем, довольно быстро исчезнувшая в заокеанском Голливуде. Туда, кстати, была приглашена и Ольга, но, сообразив, что карьеру ей там не сделать, вернулась в Германию. С приходом к власти Гитлера этот поступок оценили.

"В январе 1933 года Гитлер становится рейхсканцлером, а доктор Йозеф Геббельс – рейхсминистром народного просвещения и пропаганды. Изменившиеся нравы Третьего Рейха дают о себе знать необычным приглашением: в один прекрасный день мама (мать, сестра и племянница актрисы жили вместе с ней в Берлине – авт.) сообщает мне на студию по телефону, что меня ждут во второй половине дня на приеме у господина министра пропаганды. Будет фюрер, он же рейхсканцлер. Как только собираюсь покинуть студию, навстречу спешит надутый чиновник министерства пропаганды и везет меня непереодетой на Вильгельмштрассе.

Перед помещением, в котором сервирован чай, стоит Гитлер в цивильном. Он тотчас же заговаривает о моем фильме "Пылающая граница", осыпает меня комплиментами. Мое первое впечатление о нем: робкий, неловкий, хотя держит себя с дамами с австрийской любезностью. Поразительно, почти непостижимо, его превращение из разглагольствующего зануды в фанатичного подстрекателя, когда он оказывается перед массами. Геббельс... внешне обойденный природой, с трудом передвигающийся человек, явно наслаждается министерским постом и возможностью собрать вокруг себя деятелей культуры". Так Ольга Константиновна описывает в книге "Мои часы идут иначе" (1973 год) первую встречу с вождями Третьего Рейха. После приема у Геббельса и комплиментов Гитлера популярность Ольги Чеховой выросла "почти до пугающих высот".

Из справки, подписанной в ноябре 1945 года начальником 4-го отдела Главного управления "СМЕРШ" генерал-майором Утехиным:

"В 1922 (такая дата в документах – авт.) году Чехова Ольга с целью получения образования в области кинематографии выехала за границу и до последнего времени проживала в Германии – Берлин, Гросс-Глинике в собственном доме. Проживая за границей, получила известность как киноактриса и снималась в кинофильмах в Германии, Франции, Австрии, Чехословакии, на Балканах и в Голливуде (США). Одновременно с этим со дня капитуляции Германии играла в частных театрах Берлина. В 1936 году получила звание "государственной актрисы Германии".

По агентурным материалам, а также по показаниям арестованного Управлением "СМЕРШ" Группы советских оккупационных войск в Германии агента германской разведки Глазунова Б.Ф., знающего Чехову О.К. с детских лет и поддерживающего с ней знакомство до последнего времени, Чехова Ольга, известная актриса, неоднократно бывала на официальных приемах, устраиваемых главарями фашистской Германии, и была близка к Гитлеру, Геббельсу и другим крупным нацистам".

Ее, обворожительную женщину и популярную актрису, действительно регулярно приглашали на приемы руководители Третьего Рейха

Именно благодаря рекомендации Геббельса, Ольга Чехова в 1936 году удостоилась звания "государственной актрисы". Несколько позднее сам фюрер подарил ей свое фото с такой надписью: "Фрау Ольге Чеховой – откровенно восхищенный и удивленный". Может быть, поэтому "всех иностранцев, что приезжали в Берлин, вели ко мне в театр, как в зверинец", - иронизировала она в мемуарах.

Выйдя в 1936 году замуж за бельгийского миллионера Марселя Робинса, "человека порядочного, но очень изнеженного и избалованного", Ольга вновь разочаровалась. Она всю жизнь не любила безвольных людей. Супруги расстаются. Актриса возвращается в Берлин, где только за четыре года войны снимается в сорока фильмах. А всего за свою кинокарьеру Ольга Чехова снялась в 145 лентах.

В 1937 году, возвращаясь из Парижа после гастролей МХАТ, О.Л. Книппер-Чехова заехала в Берлин, чтобы навестить племянницу. Уехала Ольга Леонардовна стремительно - на другое же утро после приема, устроенного в ее честь. В Москве, "при закрытых дверях", она с ужасом поведала близким, что в доме "авантюристки Ольги" ее представили вождям Рейха. Ей пожимал руку Геринг! Гитлер звонил, сожалел, что не сможет приехать.

Немцы боготворили свою "звезду". Для них Ольга Чехова была женщиной, "умевшей разбередить мужскую тоску", частью немецкой мечты. В годы войны солдаты и офицеры с нетерпением ждали каждый новый фильм с ее участием.

"Двойной агент" Гитлера и Сталина

"Нам крепко повезло, - говорил Гитлер во время одной из застольных бесед, - что в Берлине в нашем распоряжении есть такие дамы, как актрисы Лил Даговер, Ольга Чехова и Тиана Лемниц". Ольга Чехова, продолжая работать "на благо великой Германии", категорически отказывалась от участия в военных репортажах с восточного фронта. Выступая по радио, никогда не пела патриотические песни, предпочитая лирические.

Остались фотографии, на которых Ольга Чехова запечатлена "под ручку" с руководителями Германии, - они появлялись во всех немецких газетах. Актриса чувствовала себя в Рейхстаге, как пишет Андрей Судоплатов, "как на собственной вилле, могла позволить себе весьма независимые суждения". Лишь однажды "черная кошка недоверия и подозрительности" пробегает между Чеховой и ее высокими покровителями. Об этом она написала в воспоминаниях "Мои часы идут иначе".

Через месяц после начала войны у Геббельса состоялся прием, на котором праздновалось предстоящее взятие Москвы. Неожиданно для всех рейхсминистр обратился к актрисе с вопросом.

Не думаете ли вы, мадам, что эта война будет окончена еще до зимы, и Рождество мы отметим в Москве?
- Нет, - отвечаю я спокойно.

Геббельс холодно:

А почему нет?
- Наполеон убедился в том, каковы русские пространства.
- Между французами и нами огромная разница, - снисходительно улыбается Геббельс. – Мы пришли в Россию как освободители. Клика большевиков будет свергнута новой революцией!

Пытаюсь успокоить нервы. Это удается плохо.

Новая революция не состоится, герр министр, перед опасностью русские будут солидарны как никогда!
- Интересно, мадам, - холодно произнес Геббельс и наклонился вперед, - значит, вы не доверяете немецкому военному могуществу?
- Я ничего не предсказываю, герр министр, - спокойно ответила актриса, - просто вы мне задали вопрос, будут ли наши солдаты к Рождеству в Москве, я сказала свое мнение. Оно может быть и верным, и ошибочным.

После этого диалога устанавливается продолжительное молчание. Геббельс с подозрением вглядывается в бесстрастное лицо Чеховой. Впрочем, инцидент с рейхсминистром пропаганды не повлек за собой никаких негативных последствий.

Любимица фюрера

Поразительное сочетание: "звезда Третьего Рейха, любимица фюрера и – агент советской разведки". Павел Судоплатов сообщает, что в 1940 году к старым источникам информации "добавились сотрудничавшие с нами на основе доверительных отношений и вербовочных обязательств знаменитая актриса Ольга Чехова и князь Януш Радзивилл…". А что было до 40-го года? Об этом мог бы рассказать Артузов, но он был расстрелян как "враг народа" в 1937 году. Связь с Ольгой Чеховой была потеряна и, видимо, только накануне войны ее удалось восстановить.

Торжественный прием у Риббентропа, 1939 год: Адольф Гитлер с Ольгой Чеховой

К августу 1942 года действовавшая в Германии "Красная капелла" - мощная разведывательная сеть, включавшая агентов военной разведки и НКВД, была уничтожена немецкими спецслужбами. Несмотря на тяжелый провал, в Германии уцелел ряд важных источников информации и агентов влияния. "Не были скомпрометированы Ольга Чехова и польский князь Януш Радзивилл, - пишет в своих мемуарах Павел Судоплатов. – Однако отсутствовали надежные связники с ними".

Даже в своих воспоминаниях она оставалась актрисой, ничего не рассказав о своей работе на советскую разведку. Владимир Книппер (двоюродный брат О.К.) в книге "Пора галлюцинаций", со слов самой Ольги Константиновны вспоминает такой эпизод. "Весной 1945 года, в самом конце войны, над Чеховой "повисла угроза ареста". Акцию осуществлял Гиммлер. Невероятно, как ей удалось отсрочить арест с вечера до утра следующего дня, но это факт. Когда наутро эсэсовцы во главе с Гиммлером вошли в дом Чеховой, они застали ее за утренним кофе в компании с Гитлером.

По рассказам Чеховой, Гитлер "сообщал ей о своей благосклонности в таких выражениях: "Я беру, фрау Чехова, над вами шефство, а не то Гиммлер упрячет вас в свои подвалы. Представляю, какое у него досье на вас". Знал ли Гитлер о разведывательной деятельности Чеховой, а если знал, то почему не препятствовал? Или же был самоуверен и не допускал мысли, что его может обманывать эта беззащитная женщина?..

Поездка в Москву

В конце мая 1945 года Ольга Леонардовна Книппер-Чехова получила из Берлина посылку на имя своей племянницы. В посылке были роскошные туалеты, перчатки, короче все необходимое для вечерних приемов. К посылке прилагалось письмо от дочери Ольги (Ады). Она беспокоилась, что мама, столь поспешно уехавшая на гастроли в Москву, не успела захватить с собой театральный реквизит, интересовалась, как идут гастроли мамы в Художественном театре, играет ли она в "Трех сестрах"?

Между тем, никаких гастролей в Москве у Ольги Чеховой не было. Потрясенная, Ольга Леонардовна бросилась к Василию Ивановичу Качалову, тот был знаком с комендантом Берлина Н.Э. Берзариным.
Ответ генерала Берзарина поверг всех в еще большее смятение. Когда Качалов позвонил генералу, тот, всегда любезный, ледяным тоном посоветовал артисту никогда и никому вопросов об Ольге Чеховой не задавать.

Об Ольге Чеховой я ничего не знаю, и больше не звоните, забудьте об этом.

Завеса над тайной, которая не давала покоя родным Ольги Чеховой, все-таки приоткрылась. Да, в 1945 году Ольга Константиновна действительно посетила город своей юности. В Берлине еще шли бои. 29 апреля сотрудниками контрразведки СМЕРШ 1-го Белорусского фронта в советской оккупационной зоне была задержана и отправлена на самолете в Москву "государственная актриса Германии" Ольга Чехова. Ведь буквально всем было известно о ее связях с гитлеровскими главарями.

Из справки, подписанной начальником 4-го отдела Главного управления СМЕРШ генерал-майором Утехиным:

"После занятия Красной Армией Берлина Чехова О. К. была доставлена в Москву и помещена на конспиративной квартире Главного управления СМЕРШ. Будучи в Москве, Чехова подробно опрашивалась о ее связях с фашистскими руководителями Германии. В своем объяснении Чехова подтвердила, что неоднократно бывала в качестве гостьи на приемах в министерстве пропаганды Германии и встречалась с Гитлером, Геббельсом, Герингом, Риббентропом и другими.

Однако, как указывала Чехова, приемы носили только официальный характер, на них бывали дипломаты, ученые, литераторы, актеры. Чехова объяснила, что в Германии многие из зависти к ней как знаменитости, или из желания скомпрометировать ее в глазах русских могут сделать заявление о наличии у нее близких отношений с Гитлером или кем-либо другим из его окружения, однако таких связей у нее с этими лицами не было. Оперативному работнику СМЕРШа, проживавшему вместе с Чеховой в квартире под видом сотрудницы "Интуриста", Чехова также заявила, что в Германии ее будут стараться оклеветать".

Из дневника О. К. Чеховой:

"Сообщения, которые обо мне распространяются, достойны романа. Видимо, получены сведения, что я была близка с Гитлером. Боже мой, я много над этим смеялась. Каким образом и почему ведутся эти интриги? Невероятная и подлая клевета! Когда совесть чиста, то ничего не трогает. А как прекрасно, что можешь говорить правду. Захотят ли мне верить, – покажет время". Допрашивал ее начальник контрразведки СМЕРШ Виктор Абакумов. При чтении архивных документов создается впечатление, что Ольгу Чехову привезли только для того, чтобы услышать рассказы о "светской жизни нацистских бонз". Вот характерная цитата из протокола допроса:

"Точно не помню, в котором это было году, когда приезжал из Югославии король с женой. Кажется, в 1938 году были большие чествования четыре дня подряд. Был дан прием в Шарлотебургском дворце. Это устраивал Геринг. В прусском старинном дворце комнаты были освещены свечами в старых люстрах, все присутствовавшие были в костюмах времен Фридриха Великого. Геринг с женой встречал гостей. После ужина я сидела с королевской парой в саду, говорили о моих фильмах, о моих гастролях и о Московском художественном театре".

Лишь одна подробность в архивных документах привлекает внимание: Ольга Константиновна пишет о том, что якобы именно ей удалось убедить своих покровителей и поклонников не трогать чеховский дом-музей в Ялте.

Из справки генерал-майора Утехина:

"Будучи в Москве, Чехова вела дневник на немецком языке, который тщательно прятала. Секретным изъятием и просмотром дневника было установлено, что в дневнике Чехова записывает свои впечатления от пребывания в Москве".

Из дневника О. К. Чеховой:

"С 1-го мая я нахожусь в запертой комнате. Для чего? Я кажусь игрушкой, которую нашли на дороге и подобрали, но никто не знает, что с ней теперь делать. Играть нет времени, но бросать не хочется. Неутешителен вид из окна на фабрику с разбитыми стеклами. За что я страдаю?"

"Сегодня ночью я должна, наконец, ехать в третий раз к генерал-полковнику "Х". У меня такое впечатление, что он не знает, что со мной делать. Меня доставили сюда по политическим "подозрениям". Я в этом уверена. Как это комично!"

Через пару дней Чехова пишет: "В два часа ночи была у генерал-полковника. В три часа ночи поехали по тихой Москве и направились за город… Сказочно красиво. Сообщили также, что мне неоднократно делали пластические операции, а я это скрываю. Зачем ведутся эти интриги?" Правда, при этом Ольга Константиновна отмечала, что все офицеры и обслуживающий персонал были "обходительны, вежливы и внимательны с ней".

"Меня здесь балуют и выполняют все мои желания. Прислали лучшего парикмахера, вино, продукты: икру, лимоны… Достаточно было одного моего намека, что Оля, оставшаяся в Берлине, может быть, нуждается в продуктах, как это уже урегулировали. У меня есть радиоприемник, цветы, духи, лучшие книги".

Все, что писала в своем дневнике Ольга Чехова, было явно рассчитано на ведомство Абакумова. Неужели смершевцы действительно уверовали в наивность женщины, которая на конспиративной квартире пишет дневник и надеется, что это останется тайной? Вряд ли она была наивным человеком. Да и дневниковые описания, согласитесь, больше похожи на описание жизни отдыхающего в санатории, чем на "скудный быт арестанта". Идет первый послевоенный май, а тут икра, лимоны…

"На допросах, - пишет в своей книге Серго Гегечкори (сын Берия), - она вела себя молодцом. Во всяком случае, даже Абакумов, начальник Главного управления контрразведки – заместитель наркома обороны, о том, что задержанная в зоне советских оккупационных войск гражданка Германии Ольга Чехова является советской разведчицей, так никогда и не узнал. Что уж говорить об остальных. Меня нисколько не удивляет, что органы государственной безопасности бывшего Союза, а ныне России, не смогли подтвердить причастность Ольги Чеховой к деятельности советской разведки. Наверняка таких документов нет. Объяснение простое: мой отец, ни тогда, в сорок пятом, ни позднее решил ее не раскрывать. Случай, должен сказать, довольно типичный. По картотекам органов государственной безопасности не проходили, – знаю это совершенно точно – сотни фамилий. Отец считал, что "настоящего нелегала через аппарат пускать нельзя".

Сегодня уже ни для кого не секрет, что советская разведка, возглавляемая Лаврентием Берия, имела своих агентов в германском Генеральном штабе, в Абвере и "в святая святых, - гитлеровской рейхсканцелярии".

Из книги Серго Гегечкори:

"Когда отец узнал, что задержана немецкая актриса Ольга Чехова, поинтересовался, что Абакумов собирается с нею делать и какие компрометирующие эту женщину материалы есть у военной контрразведки. СМЕРШ какими-либо данными для ареста Чеховой не располагал.

В таком случае, - сказал отец, - ее следует отпустить, пусть уезжает в Германию…

И Чехова действительно уехала в Германию. Насколько знаю, и она сама, и ее дочь были неплохо обеспечены и в Союз не возвратились. Ольга Чехова была связана сотрудничеством с моим отцом много лет. Я знаю, кто ее вербовал, и на каких основаниях это делалось, но не считаю себя вправе говорить о таких деталях из биографии разведчицы. Могу сказать лишь, что в отношении Ольги Чеховой не было допущено никаких провокаций, и работала она на советскую стратегическую разведку отнюдь не из материальных соображений.

Ее вклад в успехи нашей разведки переоценить трудно. Ольга Константиновна была поистине бесценным источником информации, которым не зря так дорожил Берия. Даже в своих мемуарах, изданных в ФРГ, она не словом не обмолвилась о своей другой (главной) жизни". А ведь еще осенью сорок пятого в западной печати ее называли "русской шпионкой, овладевшей Гитлером", "королевой нацистского Рейха", и даже писали, что в Москве ее принимал Сталин и наградил орденом Ленина. Это не совсем так. За работу в разведке Ольгу Чехову действительно отблагодарили, обеспечив ее материальное благополучие.

А подозрения, что она работала на Советский Союз, так и остались на Западе всего лишь подозрениями, не больше. Послевоенный Запад подозревал Ольгу Чехову не только в этом. Одно время бытовала версия, что "Чехова – двойной агент Гитлера и Сталина".

Продержав Ольгу Чехову на московской конспиративной квартире два месяца, ее привозят обратно в Берлин

Увидеться с ближайшими родственниками ей так и не позволили. "Чехова Ольга Константиновна с семьей и принадлежащим ей имуществом переселена в восточную часть Берлина", - докладывает Абакумову начальник СМЕРШ в Германии генерал Вадис.

Интересно, что после допросов в Москве актриса Чехова и начальник контрразведки СМЕРШ расстались дружески, и Ольга Константиновна пишет Абакумову "благодарственное письмо", в котором спрашивает "дорогого Виктора Сергеевича", когда они "вновь встретятся". По информации Павла Судоплатова, Ольга Чехова "была передана непосредственно на связь Абакумову, ставшим в 1946 году министром госбезопастности. С Абакумовым она поддерживала личную переписку, находясь в Германии, вплоть до его ареста в июле 1951 года".

Сохранился документ, на котором 22 ноября 1945 года Берия напишет: "т. Абакумов, что предлагается делать в отношении Чеховой?" В ответ контрразведка берет на себя заботу о продовольственных товарах для семьи Чеховой, о бензине для ее автомобиля, о строительных материалах для ремонта нового дома, "об охране членов семьи и вооруженном сопровождении" в многочисленных поездках. Ольге разрешали ездить повсюду – в американскую зону, в Австрию, на гастроли, на съемки. Работала она по-прежнему много, достигнув своей "довоенной нормы" - семь фильмов в год.

Видимо, не случайно Лаврентий Павлович "подкармливал" столь ценный кадр

Берия, который вынашивал план объединения двух Германий, "предполагал использовать ее для переговоров с канцлером ФРГ Конрадом Аденауэром". В связи с этим 26 июня 1953 года состоялась встреча Ольги Чеховой и начальника немецкого отдела внешней разведки Зои Рыбкиной-Воскресенской, будущей писательницы. По иронии судьбы в этот же день был арестован сам Берия, затеявший эту "операцию", а вслед за ним и начальник 4-го управления генерал-лейтенант Павел Судоплатов, "бок о бок" с которым Воскресенская проработала два десятка лет, в том числе и на нелегальном положении.

Зоя Ивановна заявила на парткоме, что с Судоплатовым они дружили семьями. Ее быстро определили в Воркуту на заштатную должность старшего лейтенанта, а потом уволили. Так что, судя по всему, никакого "практического продолжения" встреча с Ольгой Чеховой не имела.

Сведения о том, что Чехова была разведчицей, кроме статьи В.Фришауэра в "Пипл", находятся и у других компетентных источников. В 1993 году старейший чекист Павел Судоплатов называл Ольгу Чехову "одной из сверхсекретных агентов Берия и Сталина". То же говорил и Серго Гегечкори (Берия) в своей книге "Личные агенты отца", где он называет Чехову "опытнейшей советской разведчицей". По некоторым данным, именно Ольга Чехова сообщила нашему командованию время танкового удара немцев под Курском.

Интересно, что сама Чехова всегда категорически отрицала свою причастность к советской контрразведке: "Я не воспринимаю всерьез эти сомнительные сообщения, потому что за годы жизни в свете рампы научилась не обращать внимания на сплетни и пересуды", но "туманно намекала" на некую "шпионскую историю", что позволило английскому журналу "Пипл" утверждать: Чехова должна была обеспечить "агентам НКВД доступ к Гитлеру с целью убийства, группа уже находилась в Германии, но Сталин отказался от этого проекта".

Несостоявшееся покушение

В книге "Спецоперации" Павел Судоплатов пишет: "У нас существовал план убийства Гитлера, в соответствии с которым польский князь Януш Радзивилл и Ольга Чехова должны были при помощи своих друзей среди немецкой аристократии обеспечить нашим людям доступ к Гитлеру. Группа агентов, заброшенных в Германию и находившихся в Берлине в подполье, полностью подчинялась боевику Игорю Миклашевскому, прибывшему в Германию в начале 1942 года".

Дядя Миклашевского бежал из советской России в первый год войны и стал одним из активных участников комитета за освобождение СССР. Он с радостью принял своего племянника и оказывал ему всяческую поддержку. В 1942 году Миклашевскому на одном из приемов удалось встретиться с Ольгой Чеховой. Он передал в Центр, что можно будет легко убрать Геринга, но Кремль не проявил к этому особого интереса.

По легенде, бывший чемпион по боксу Миклашевский стал перебежчиком. В Берлине он приобрел немалую популярность после боя с Максом Шмелингом, "королем германского ринга".

"Не было, к примеру, ничего удивительного, в том, что я – рассказывал Игорь Миклашевский, - с букетом цветов подходил к машине, на которой Ольга Чехова приезжала в театр. Моя мать была знакома с ней в Москве. Но поговорить о деле долго не удавалось". И тогда Игорь находит выход, – он просит "дядю Севу" взять его с собой на один из приемов, где будет блистать Ольга Чехова, чтобы высказать ей восхищение. Во время раута, под звуки музыки Миклашевский, подойдя к приме, произносит ничего не значащую фразу, которая является паролем.

"В 1943 году, - сообщает Судоплатов, - Сталин отказался от своего первоначального плана покушения на Гитлера, потому что боялся: как только Гитлер будет устранен, нацистские круги и военные попытаются заключить сепаратный мирный договор с союзниками без участия Советского Союза".

Последние кадры

В 1954 году Ольга Чехова навсегда оставляет мир кино, а через восемь лет – расстается со сценой, сыграв последний раз в пьесе О. Уайльда "Веер леди Уиндмиер". Через десять лет она засобиралась в Москву вместе с дочерью Адой и внучкой Верой (впоследствии – актрисой западногерманского театра и кино) и написала старым МХАТовским друзьям, что собирается приехать "совсем по-домашнему, со мной будут только секретарь, доктор и массажист. Хочу посетить могилы дяди Антона и тети Оли".

Подруга юности Алла Тарасова испугалась одного упоминания имени Чеховой, и в Берлин полетело письмо о том, что "еще не время приезжать". И Ольга Константиновна перестала писать в Москву, более того, когда по радио или телевидению шли сообщения из России, всегда тут же выключала их.

На склоне лет, завершив свою кино - и театральную карьеру, Чехова открывает в 1965 году фирму "Ольга Чехова-косметик". Дела "Чехова-косметик" сразу пошли более чем успешно. Клиентки свято верили в то, что эта семидесятилетняя женщина, сохранившая красоту, подскажет и им "секрет вечной молодости".

Через год погибает в авиакатастрофе дочь Ада, и Ольга Константиновна посвящает себя внуку Мише, названного так в честь своего гениального деда. А потом, в 1970 году, начинает писать мемуары, полные неясностей, неточностей, недоговоренностей. Ольга Чехова опубликовала две книги воспоминаний и руководство по косметике и здоровому образу жизни.

Часы жизни Ольги Константиновны Книппер-Чеховой, которые "всю жизнь шли иначе", остановились в 1980 году. В возрасте 83 лет актриса умерла от рака мозга. Уже после этого появилась ошеломляющая версия о том, что знаменитая Янтарная комната спрятана в бункере Гитлера в Тюрингии с кодовым названием "Ольга".

Ольга Чехова

Ученица русской школы театрального искусства стала "кинодивой № 1″
гитлеровского кинематографа. Ее ближайшими подругами были Ева Браун,
Магда Геббельс, Лени Рифеншталь, она общалась с женой Геринга актрисой
Эмми Зоннеман. Но главное, Ольгу Чехову любил сам фюрер, ставивший ее
выше признанных актрис Марики Рeкк и Цары Леандер. Не имея никакой
поддержки, не зная немецкого языка в совершенстве, красивая и умная
русская становится сначала одной из звезд немецкого кинематографа, а
затем и "государственной актрисой" Третьего Рейха. Сентиментальная
немецкая публика не просто признала, но и полюбила Ольгу.

Фюрер лично приглашал Ольгу Константиновну Чехову на все важные
государственные торжества, причем всегда сажал ее рядом с собой. Во
время визита в Германию В. М. Молотова он представил ему актрису
первой. Ее авторитет в стране был необыкновенный, к ней за помощью
обращались многие высокопоставленные чиновники и военные, отчаявшись
решить свои проблемы обычным способом.

Марика Рёкк

После выхода картины "Алло, Жанин" Марику пригласили на прием к фюреру. Не
представляя, как она в вечернем платье будет традиционно приветствовать
вождя, Рекк неожиданно для себя сделала книксен, а Гитлер, видимо, тоже
неожиданно, поцеловал ей руку. Позже ей припомнят и этот поцелуй, и
комплименты, которыми фюрер осыпал актрису в тот вечер.

Фрау Рекк вспоминала, что Гитлер интересовался, сама ли она проделывает эти
головокружительные трюки в кино, или, может быть, у нее есть дублерша?
Узнав, что никаких дублерш у Марики отродясь не было, продолжил:
"Скажите же мне в таком случае, милая чудесница, чего вы не умеете
делать?" И получил в ответ: "Говорить правильно по-немецки, мой фюрер!"

Чудесную "Девушку моей мечты" крутили после войны практически во всех
кинотеатрах, смотрели по несколько раз. Сам Штирлиц смотрел его,
кажется раз двадцать семь – но, правда, каждый раз по служебной
необходимости, ожидая связника.

Марлен Дитрих

Великолепная Марлен Дитрих стала единственой женщиной в мире, отказавшей Адольфу в любезности побыть его официальной любовницей.
Она была его любимой актрисой, и Гитлер никогда не стеснялся говорить об этом.

По официальной версии фюрер прежде всего восхищался ее драматической
игрой, но современники диктатора время от времени упоминали о том, что
чаще всего Гитлер говорил о ногах актрисы.

В 1937 году Дитрих приняла американское гражданство. Но ее горячий поклонник до последнего хотел, чтобы она вернулась в Германию. Однако даже
Рудольф Гесс, тайно встретившийся с Марлен, не сумел уговорить актрису
переехать на Родину. Более того, в 1939-1945 годы Марлен принимает активное
участие в антифашистской пропаганде, выступая как певица перед американскими солдатами. Да так, что рейхсминистр пропаганды Геббельс объявляет Дитрих радиовойну. Конечно же, роль отважной женщины антифашистки только добавила славы к ее звездному имени, но вот только в родную Германию актриса вернулась в гробу, - она похоронена на берлинском
кладбище. И это далеко не самая худшая судьба "понравившейся фюреру".

Гели Раубаль

Семнадцатилетняя племянница фюрера Гели Раубаль из-за дядюшки наложила на себя руки. Современники утверждают, что только ее Гитлер любил по-настоящему. Впервые они встретились в 1925 году, и Гитлер был сразу очарован
светловолосой девушкой с приятным тихим голосом.

В 1929 Гитлер снял огромную квартиру в Мюнхене и перевез туда Раубаль.Он брал ее повсюду с собой - на митинги, конференции, в кафе и театры. Гели
страстно хотела стать оперной певицей и надеялась в этом на помощь
своего дяди.

Когда до Гели дошли слухи, что Гитлер намерен жениться на Винифред Вагнер, вдове сына композитора Рихарда Вагнера Зигфрида Вагнера, отчаянью ее не было предела. В свою очередь, Гитлер подозревал Гели в тайной любовной связи со своим телохранителем Эмилем Морисом. Летом 1931 года Гели, которой надоел деспотизм и постоянная бешеная ревность Гитлера, собиралась перебраться в Вену. Уезжавший 17 сентября в Гамбург для проведения предвыборной кампании Гитлер категорически запретил ей это делать, а 18 сентября ее нашли застреленной в собственной квартире Гитлера. Тайна смерти Гели Раубаль так никогда и не была раскрыта.

Ева Браун

Давний компаньон Адольфа Гитлера, и в последние часы его жена, Браун стала
первой женщиной в его жизни после самоубийства Гели Раубаль, племянницы
Гитлера и, если верить слухам, любовницы. Браун часто характеризуется в
книгах как скромная и простая женщина, но не лишенная тщеславия. 30
апреля 1945 г. в окружённом советскими войсками Берлине Браун вместе с
Гитлером совершили самоубийство.

Гретл, сестра Евы Браун

Брауны были почтенной баварской семьей, которая и не предполагала, что их ждет после того, как семнадцатилетняя Ева стала фотомоделью в студии Генриха Хоффмэна, официального фотографа Рейха. На работе Ева встретила
человека с "забавными усами", которым оказался Гитлер. Гретл Браун
вышла замуж за Германа Фегелейна, генерала СС и члена нацистской партии
с 1930 года и пережила войну. Фегелейн был казнен - некоторые говорят
по собственному приказу Гитлера - в 1945 году.

Шведская актриса Цара Леандер

Шведка Цара Леандер была известна своей работой в немецких фильмах, которые расценивались как нацистская пропаганда. В действительности, она не
имела ничего общего с нацистами и даже осуждала Йозефа Геббельса.

Гертруда Форстер

Гитлер ужинает с Гертрудой, женой Альберта Форстера, нацистского губернатора
большого региона Польши. Британская и американская разведка
предполагали, что Форстер и Гитлер были гомосексуальными любовниками.
Форстер был повешен в Варшаве в 1952 году. Его жена узнала о повешении
в 1954 году.

Магда Геббельс

Жена Йозефа Геббельса была неофициальной "первой леди" Третьего Рейха. Когда нацистский архитектор Альберт Шпеер предложил перевезти ее шестеро
детей из Германии в 1945, она отказалась. Все шестеро были отравлены -
многие говорят, что Магда сама отравила детей на следующий день после
гибели Гитлера.

Лени Рифеншталь

В 1937 году Гитлер восхищался актрисой, режиссером и фотографом
Рифеншталь. Лени дружила с Гитлером и Геббельсом. Среди современниц она
была настоящей белой вороной, - летала на самолетах, таскалась по морям
и пустыням, и снимала, снимала, снимала. Даже на кадрах скупой
официальной хроники видно, что "этим двум ненормальным" было хорошо
друг с другом.

Разумеется, по официальной версии встречались они только "по работе". Кинорежиссер-новатор и личный кинооператор Гитлера - эти определения остались рядом с именем Лени. Критики всего мира единодушно сошлись во мнении, что хотя госпожа Рифеншталь и не состояла в Национал-социалистической партии, благодаря ее фильмам в ряды нацистов вступили тысячи человек.

Винифред Вагнер

В 1938 Винни Вагнер и Гитлер совершают поездку по дому Вагнера. Невестка
композитора Рихарда Вагнера была преданной подругой Гитлеру до самой
смерти. По слухами, ходившим в начале 1930-ых, эта пара чуть не
вступила в брак.


Винифред Вагнер и Адольф Гитлер

Юнге Траудль, секретарь Гитлера

Юнге Траудль была назначена личным секретарём Гитлера в конце 1942 года по
рекомендации М. Бормана. В 1943 году вышла замуж за помощника фюрера
Ханса Юнге. Арестована советскими контрразведчиками 9 июня 1945 года.
Автор воспоминаний, на основе которых снят фильм Бункер. Умерла от рака
в одной из клиник Мюнхена.

Эмма Геринг

Бывшая актриса Эмма Геринг жила на широкую ногу благодаря своему алчному и
жадному мужу, конфисковавшему богатства евреев. В 1938 году, когда она
родила дочь, Герман в знак приветствия приказал 500 самолетам пролететь
над Берлином.

Илзе Кох

Кох, которую прозвали "Зверь из Бухенвальда" (также "Ведьма из Бухенвальда" и "сука Бухенвальда"), была приговорена к пожизненному заключению за военные преступления. Жена коменданта лагеря, она была садисткой даже по нацистским стандартам. Илзе покончила жизнь самоубийством в тюрьме в 1967 году.

Гитлер демонстрирует свою популярность среди женщин Германии в 1943 году. Он отказался жениться, поскольку считал, что брак помешает продвижению
нацистской партии и Германии. Тем временем, Еву Браун называли "самой
несчастной женщиной Германии."

Суицид нацистских женщин в знак падения Германии в 1945 году

Тело жены и дочери нацистского лейпцигского городского члена совета,
отравленной цианидом. Слухи об убийствах, насилиях, и других злодеяний,
переданные Союзниками, разносились по всей Германии. Некоторые женщины
предпочли покончить жизнь самоубийством, чтобы избежать насилия от рук
победителей.

Что и говорить, красота - страшная сила. И она спасала представительниц прекрасного пола даже в самые смутные дни. В том числе и при правлении Третьего Рейха.
В то время как в стране бушевали разгромы, вся Европа содрогалась под гнетом фашистского режима, а узники концлагерей толпами отправлялись на тот свет, существовали настоящие «счастливицы», которым не только удавалось избежать гибели или лишений, но и получить признание, славу и роскошную жизнь.

    Ольга Чехова
    Несмотря на то, что родители актрисы были обрусевшими немцами, ее «славянское прошлое» могло сыграть злую шутку. Но расположение самого фюрера заткнуло рот даже самым отъявленным недоброжелателям. Как истинный ценитель прекрасного, Гитлер не мог не восхищаться красотой и талантом кинодивы. Поэтому карьера Ольги расцвела именно в тридцатые-сороковые годы.

    Когда Ольге исполнилось шестнадцать, pодители отправили её в Москву, к любимой тёте, роднoй сестрe отца, — Ольгe Леонардовнe Книппер-Чеховoй, которая определила племянницу в студию при Художественном театре, где сама играла уже несколько лет. Впрочем, учёба для Ольги завершилась быстро. Она влюбилась в Михаила Чехова, считавшегося восходящей звездой МХАТа, и вышла за него замуж. Через полтора года у молодых родилась дочь, впоследствии тоже актриса — Ада Чехова. A ещё спустя два года Ольга Константиновна и Михаил Александрович развелись.
    В 1920 году Ольга Чехова уехала из России в Германию. В 1921 году дебютировала в немецком кино в фильме «Замок Фогелед» Фридриха Вильгельма Мурнау.
    К началу 30-х годов Чехова стала настоящей звездой немецкого кино. В 1930 году получила немецкое гражданство.

    27 апреля 1945 года была арестована советскими оккупационными властями и на самолете доставлена из Берлина в Москву. Два месяца спустя, 25 июня, на самолете её снова отправили в Берлин.
    В первые послевоенные годы Чехова работала в основном в театре. С 1949 по 1974 год сыграла в 22 фильмах, из которых половина была снята в 1950-х.
    В 1955 году основала в Мюнхене фирму «Косметика Ольги Чеховой» с филиалами в Берлине и Милане.
    Её дочь Ада и внучка Вера также стали известными актрисами.
    Ольга Чехова скончалась в возрасте 82 лет. Похоронена в Мюнхене на кладбище Оберменцинг.

    Марика Рекк
    Очаровательная уроженка Венгрии заключила договор с немецкой киностудией в середине тридцатых годов. И с этого момента превратилась из актрисы второго плана в настоящую звезду.


    В 1930 году дебютировала в кино в эпизодической роли в английской музыкальной комедии «Почему моряки покидают дом». Затем Рёкк продолжила сниматься в Великобритании и Венгрии. В 1933 году получила первую большую роль в англо-венгерской комедии-оперетте «Поезд привидений».
    В 1934 году во время её гастролей в Германию киностудия УФА заключила с ней двухгодичный контракт. В 1935 год Марика Рёкк снялась в своём первом немецком фильме «Лёгкая кавалерия». С этой комедии на сюжет из жизни артистов цирка началась её головокружительная карьера в кино Третьего рейха.
    В 1940 году Марика Рёкк вышла замуж за режиссёра Георга Якоби, который с 1935 года снимал фильмы с её участием.

    Вершиной её успеха в национал-социалистическом кино стала цветная музыкальная комедия «Женщина моих грёз» (1944). В 1947 году под названием «Девушка моей мечты» она с огромным успехом демонстрировалась в качестве трофея в советском прокате.
    Несмотря на то что пик популярности актрисы пришелся на период нацистского правления в Германии, Марика Рёкк не снялась ни в одной из пропагандистских кинолент.
    Конец Второй мировой войны застал Марику Рёкк в Австрии. По подозрению в шпионаже в пользу нацистов американская оккупационная администрация запретила ей выступления в Германии и Австрии. В 1947 году с неё сняли обвинения в шпионаже.
    В 1948 году она возобновила карьеру киноактрисы, снявшись в австрийских фильмах «Фрегола» и «Дитя Дуная», выпущенных студией «Вин-Фильм Розенхюгель», которая до 1955 года официально находилась под советским контролем. С 1951 года Марика Рёкк снова играла в немецких фильмах своего мужа, снятых по старому рецепту. С 1958 года она вернулась на сцену и играла в опереттах в Вене, Мюнхене, Гамбурге и Западном Берлине.
    16 мая 2004 года Марика Рёкк умерла от инфаркта в возрасте 90 лет в Бадене под Веной и была похоронена на местном кладбище.

    Лени Рифеншталь
    Как известно, фюрер не слишком жаловал умных, интеллектуальных женщин. Но и у него были свои исключения. Незаурядный талант Лени Рифеншталь — молодой актрисы и режиссера — вызывал у него неподдельный интерес. Тем более что женщина была по-настоящему привлекательна. Возможно, поэтому он доверил ей самые ответственные работы - фильмы, воспевающие национал-социалистическую партию.


    В 1924 году Лени Рифеншталь переехала в свою первую собственную квартиру на Фазаненштрассе в Берлине. Тогда же она обручилась с Отто Фройцхаймом, известным теннисистом. В июне в кинотеатре на Ноллендорфплац она посмотрела фильм Арнольда Фанка «Гора судьбы». Этот фильм произвёл на неё такое впечатление, что она отправилась в горы, чтобы увидеть все своими глазами. Рифеншталь также встретилась с исполнителем главной роли Луисом Тренкером и режиссёром Арнольдом Фанком, который проявил к ней большой интерес. В то время как после разрыва мениска она легла в клинику на операцию, Арнольд Фанк написал для неё сценарий фильма «Священная гора». Рифеншталь расторгла помолвку с Отто Фройцхаймом. После её выздоровления в Доломитовых Альпах начались съёмки фильма, премьера которого состоялась 17 декабря 1926 года в кинотеатре «Уфа-Паласт ам Цоо» в Берлине. Танцовщица стала знаменитой актрисой. Чтобы соответствовать требованиям Фанка к актёрам в «горных фильмах», Рифеншталь научилась кататься на лыжах и лазать по скалам. Она исполнила главные роли в фильмах «Большой прыжок» (1927), «Белый ад Пиц-Палю» (1929), «Бури над Монбланом» (1930) и «Белое безумие» (1931).

    В 1932 году Рифеншталь сняла фильм «Голубой свет». Это был её режиссёрский дебют. Основав собственную фирму «L.R. Studiofilm», она убедила продюсера Харри Сокала вложить в производство «Голубого света» 50 000 марок.
    Объясняя, почему она решила заняться режиссурой, Рифеншталь сказала, что давно хотела сыграть роль, совсем не похожую на те, которые она играла у Фанка, когда женщина всегда находилась на заднем плане, а горы являлись главным компонентом. Однако у Фанка она позаимствовала не только формальные элементы, но и сюжет его «горных фильмов». Рифеншталь работала также с исполнителями и операторами Фанка.
    В феврале 1932 года Рифеншталь впервые побывала на выступлении Гитлера в берлинском Дворце спорта и в мае написала ему письмо. Вскоре они встретились.
    В мае 1933 года Рифеншталь приняла предложение Гитлера снять фильм о пятом съезде НСДАП в Нюрнберге, «партсъезде победы».
    В апреле 1934 года Гитлер поручил Лени Рифеншталь съёмки «Триумфа воли», ещё одного фильма о съезде НСДАП, «съезде единства и силы».
    Сама Рифеншталь всегда видела себя как аполитичного художника, который в то время не осознавал всей чудовищности нацистского режима. Нацистская пропаганда не могла не воспользоваться несомненно ярким талантом Рифеншталь, но и Рифеншталь не могла не использовать нацистов для своей карьеры.

    6 июня 1945 года арестованная с целью допроса Лени Рифеншталь была выпущена на свободу 7-й американской армией. В июне 1947 года она легла в психиатрическую клинику во Фрайбурге. Летом 1947 года развелась с Петером Якобом.
    1 декабря 1948 года в Виллингене Рифеншталь прошла процесс денацификации. В том же году её фильм «Олимпия» задним числом получил Золотую медаль Международного олимпийского комитета.
    1 мая 1949 года журнал «Ревю» опубликовал статью с упрёками в адрес Рифеншталь в связи с привлечением цыган из лагеря Максглан на съёмки фильма «Долина».
    6 июля 1949 года состоялся повторный процесс денацификации, вновь оправдавший Рифеншталь.
    В начале 1950 года в ходе третьего процесса денацификации Рифеншталь была признана в качестве «попутчика».
    В 2002 году Лени Рифеншталь отпраздновала свой столетний юбилей в кругу друзей и поклонников.
    8 сентября 2003 года, через две недели после своего 101-го дня рождения, Лени Рифеншталь скончалась в своём доме в городке Пёккинг на Штарнбергском озере. Её спутник жизни, 61-летний кинооператор Хорст Кеттнер, до самого последнего мига не отходил от неё.
    У Рифеншталь не было детей. В фильме «Мечта об Африке» она высказала сожаление по этому поводу.
    12 сентября 2003 года в Мюнхене состоялась панихида и кремация, а 10 октября того же года урна с прахом Лени Рифеншталь была захоронена на мюнхенском кладбище Вальдфридхоф.

    Лида Баарова
    Красота молодой чешки не только способствовала успехам в кино, но и притягивала влиятельных мужчин. В том числе и самого фюрера — он неоднократно приглашал девушку на приемы в рейсхканцелярию. А также с удовольствием просматривал фильмы, в которых снималась актриса. Но, к сожалению, роман с министром пропаганды Геббельсом полностью перечеркнул дальнейшую карьеру Лидии. По приказу Гитлера любвеобильную красотку депортировали, чтобы уберечь от разрыва истинную арийскую семью.

    Мать Лиды Бааровой была театральной актрисой. Актрисой стала и младшая сестра Лиды Бааровой — Зорка Яну. Лида Баарова обучалась актёрскому мастерству в Пражской консерватории. В 17 лет она уже играла в Чешском национальном театре в Праге и получила свою первую роль в кино. Баарова также записала несколько пластинок. Немецкие кинопродюсеры увидели в Бааровой экзотическую женщину-вамп, и в 1934 г. Лида Баарова получила приглашение от киностудии «Ufa» и переехала в Германию.
    В том же году в павильонах киностудии Лида Баарова была представлена Адольфу Гитлеру, на которого молодая чешская актриса произвела неизгладимое впечатление, напомнив о трагически погибшей Ангелике Раубаль. Гитлер несколько раз приглашал Баарову на чаепития в рейхсканцелярию. в 1935 г. Баарова снялась в фильме «Баркарола», имевшем оглушительный успех. На Баарову обратили внимание и в Голливуде, но она отказалась от семилетнего контракта, предложенного ей в 1937 г. киностудией «MGM», сомневаясь, что сможет добиться успеха за океаном. Об этом своём решении она впоследствии пожалела, заметив своему биографу, что она могла бы быть знаменитой как Марлен Дитрих.
    Знакомство с Йозефом Геббельсом после нескольких месяцев настойчивого ухаживания со стороны рейхсминистра пропаганды переросло в страстный роман, продлившийся более года и ставший достоянием общественности. Ради Лиды Бааровой Геббельс даже был готов развестись со своей женой.В конце концов в любовный треугольник по просьбе Магды Геббельс вмешался фюрер. Гитлер был крёстным отцом детей Геббельса и его симпатии были на стороне Магды. Геббельс попросил у Гитлера отставку, чтобы, разведясь с Магдой, уехать со своей Лидушкой за границу. Гитлер отставку не принял и запретил Геббельсу видеться с Бааровой. Йозеф Геббельс 15 октября 1938 года совершил попытку самоубийства. Бааровой было запрещено сниматься в кино, была организована её настоящая травля. Фильм 1938 г. «Прусская любовная история» с участием Лиды Бааровой был запрещён к показу и появился на экранах Западной Германии только в 1950 г. под названием «Любовная легенда».
    Баарова вернулась в Чехословакию, а в 1941 г. переехала в Италию, но так и не смогла достойно вернуться в кино. После оккупации Италии американскими войсками Баарова вернулась в Прагу, где у неё завязались отношения со старым знакомым актёром Гансом Альберсом. В апреле 1945 г. по дороге в Германию к Гансу Альберсу Лида Баарова была задержана американцами, отправлена в тюрьму, а затем экстрадирована в Чехословакию.


    На родине Бааровой грозил смертный приговор за работу на нацистов, но на судебном процессе она смогла доказать, что работала в Германии до начала войны и получила только срок тюремного заключения. Эти судебные преследования дорого обошлись Бааровой: во время следствия умерла её мать, а младшая сестра Зорка Яну покончила жизнь самоубийством. В тюрьме Баарову часто посещал её поклонник Ян Копецкий, который сумел добиться освобождения актрисы благодаря родственным связям в послевоенном правительстве Чехословакии. Баарова и Копецкий поженились в 1949 г., некоторое время работали вместе в созданном ими передвижном театре марионеток, а позднее сбежали в Австрию. Копецкий эмигрировал оттуда в Аргентину, а Лида Баарова осталась на лечение в санатории шведского доктора Курта Лундвалла).
    В 1956 г. она разошлась со Яном Копецким, а в 1958 г. вышла замуж за Лундвалла, с которым счастливо прожила до самой смерти мужа в 1980 г. Последние двадцать лет жизни Лида Баарова провела в забвении и нищете в Зальцбурге. Родина холодно относилась к актрисе.
    Дата смерти: 27 октября 2000 (86 лет) или 28 октября 2000 (86 лет).