Актриса завьялова личная жизнь. Биография

«Он не связывает себя с этими событиями»

Восемь лет в колонии строгого режима. Приговор судьи Марины Крутько Петр Завьялов выслушал безучастно. Только печально улыбнулся родственникам и подставил руки конвоирам, чтобы уводили.

Его признали виновным в убийстве матери – звезды фильма «Тени исчезают в полдень» - Александры Завьяловой.

Ночью 3 февраля 2016 в квартире дома на Гаврской улице на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений Завьялов ударил ножом свою мать. Она скончалась на месте, - прокомментировали в пресс-службе прокуратуры.

Ранее в прениях гособвинитель настаивал на десяти годах лишения свободы. Судья скостила два года и удовлетворила только гражданский иск прокурора на сумму 3071 рубль за работу бригады "скорой помощи". Но даже такой вариант не порадовал защиту Завьялова.

Мы будем обжаловать решение суда, - заявил его адвокат Валентин Пышкин. – Мой подзащитный не признает вину и никак не связывает себя с этими событиями.

В ближайшие дни защитник подаст апелляцию в городской суд. Зацепиться ему есть за что. Как говорит Пышкин, следственные действия проводились с нарушениями. В частности, Завьялова повели на допрос в то время, когда он был еще пьян.

Насмешница - судьба

С февраля прошлого года Завьялов находится под арестом, сидит в «Крестах». Когда приговор вступит в законную силу, ему в срок включат эти долгие месяцы отсидки в изоляторе.

В суде сын популярной актрисы заявлял, что не помнит, что могло произойти в их квартире на Гаврской улице, что не знает, почему мать мертва. Правда, раньше Завьялов не жаловался на столь серьезные провалы в памяти.


4 февраля Александра Завьялова готовилась отметить юбилей. Ей бы исполнилось 80 лет. Актриса получила широкое признание публики после роли Пистимеи Морозовой в фильме "Тени исчезают в полдень". Среди картин с ее участием - "Люди на мосту", "Ждите писем", "Алешкина любовь", "Хлеб и розы", "Будни и праздники".

В «Тени исчезают в полдень» Завьялова играла, когда ей было 35 лет. Ее коллеги помнят как менялся ее характер вместе с героиней. Мрачная, неразговорчивая, очень серьезно она к себе относилась. И переживала за внешность. Ей не хотелось даже для роли выглядеть, как старуха.


Судьба жестоко отыгралась на Александре Семеновне. После бешеной популярности в 70-е годы она на двадцать лет исчезла с экранов. В 94-м ей присвоили звание Заслуженной артистки России . Но скорее по инерции…Больше серьезных ролей у Завьяловой не было.

Не долюбила, не дожила

Личная жизнь у артистки тоже не задалась. В 1963 году Александра Завьялова вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина, и у них родилась дочь Татьяна – внешне копия мать. Но в середине 60-х Александра Семеновна познакомилась с 50-летним иностранным бизнесменом Отелло Черезолли. Роман не продлился и двух недель. За американцем следили сотрудники КГБ . Его заподозрили в шпионаже и выслали из Советского Союза.

После этой истории муж Завьяловой подал на развод. Александра Семеновна впала в жуткую депрессию. Несколько раз она проходила лечение в клинике неврозов. Единственная отдушина, за которую она еще держалась, - это был ее маленький сын Петя.

Петр был поздним ребенком, его актриса родила в сорок лет.

Мне нужен был ребенок, которому бы я отдала всю свою нерастраченную нежность, - признавалась позже Завьялова.

Но и после рождения Петра жизнь не ладилась. Актрису клали на два месяца в психлечебницу. А когда она выписалась, выяснилось, что их квартиру ограбили. Вынесли бриллианты, фарфор, меха, деньги…Дочь Татьяну забрал к себе ее отец-художник, а маленького Петра определили в детдом.

Долгое время Завьяловой не хотели возвращать сына , а, спустя год ее снова увезли в лечебницу…После этого она получила инвалидность.

И все же Петр жил с матерью. К своим сорока годам ничего особенного в жизни не добился: ни конкретной работы, ни женщины. Он много пил и постоянно у них возникали ссоры из-за этого.

По версии следствия, в ночь на 3 февраля Петр пришел домой снова пьяным. Мать стала высказывать претензии…Тогда он схватил с кухни нож и всадил пожилой женщине в грудь. После этого он позвонил сестре и сказал: «Я, кажется, ее убил»…О смерти Завьяловой все узнали только через четыре дня. И лишь 8 февраля следователи озвучили причину трагедии.

ОФИЦИАЛЬНО

Пресс-служба Главного следственного управления СК по Петербургу:

- Следствием и судом установлено, что Завьялов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, ночью 3 февраля 2016 года в одной из квартир дома 6 по Гаврской улице, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений ударил ножом свою мать, Александру Завьялову, 1936 года рождения, заслуженную артистку России, которая скончалась на месте происшествия от полученного ножевого ранения.

Следователями следственных органов Следственного комитета России по Санкт-Петербургу проведен большой объем следственных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств произошедшего. В результате которых вина Завьялова в совершении указанного преступления была полностью доказана, несмотря на то, что сам обвиняемый свою вину не признал. Так, например, после совершения преступления Завьялов написал своему другу смс -сообщение, что он убил свою мать. В ходе проведения следственных действий, анализа телефонных переговоров Завьялова, изъятия самого телефона, данное смс-сообщение было восстановлено.

СПРАВКА «КП»

Александра Семеновна ЗАВЬЯЛОВА родилась 4 февраля 1936 года в селе Титовка Тамбовской области. Окончила Ленинградский театральный институт им. Островского.

В кино попала в 1959 году - снялась по личному приглашению режиссера Александра Захри в его фильме «Люди на мосту». После были «Песня о Кольцове » (1959 год), «Алешкина любовь» (1960 год), «Хлеб и розы» (1960 год).

В 1961 году фотография Александры попала на страницы американского журнала «Лайф». Фотограф Филипп Халсман решил снять самых знаменитых людей Советского Союза - в том числе восходящую звезду кино.

В 1963 году вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина, родилась дочь Татьяна.


Всего снялась в 14 кинокартинах. После фильма «Тени исчезают в полдень» (1972) Завьялову не приглашали в кино более 20 лет. Что вылилось в глубокую депрессию.

Ее поместили в психиатрическую больницу на два месяца. Дочь Татьяну забрал к себе отец, а маленького Петю определили в детский дом. Долгое время Завьяловой не хотели возвращать сына, а спустя год ее снова увезли в лечебницу. Поэтому Дмитрий Петрович Бучкин усыновил Петра.

В 1994 году Завьялова была удостоена звания «Заслуженная артистка России».

Александра Завьялова - актриса, имя которой было широко известно в 60-х гг. Эту красивую женщину с удовольствием снимали фотографы как советских журналов, так и зарубежных. Режиссеры предлагали Завьяловой исключительно главные роли. А потом всё в один день закончилось и артистка навсегда исчезла с экранов. Почему?

Александра Завьялова: биография. Ранние годы

Александра родилась в феврале 1936 г. в Тамбовской области. Практически ничего не известно о ее детстве, об увлечениях будущей актрисы. Известно только, что Александра Завьялова в 1958 г. окончила Ленинградский театральный институт и переехала в Брест работать по распределению в местный театр. Однако молодая актриса с экзотической внешностью очень хорошо показала себя на дипломном спектакле «Женитьба» и ей регулярно стали поступать предложения о съемках в кино.

Александра долгое время отказывалась, потому что желала сосредоточиться только на своей работе в театре. Но в 1959 г. актриса не устояла и впервые дала свое согласие на съемки.

Фильмы 1959 г.

Александра Завьялова дебютировала в фильме «Песнь о Кольцове», где ей сходу досталась главная роль.

В центре сюжета картины - биография известного российского поэта Алексея Кольцова, а точнее отрезок жизни, умещающийся в 30-е гг. XIX века. Биография Кольцова примечательна тем, что практически всю свою жизнь поэт посвятил предпринимательству, продолжая семейное дело (что не свойственно для литераторов). Единственной отдушиной для Алексея были стихи и любовь к крепостной девушке, которую и сыграла Александра Завьялова. Но главных героев разлучила судьба, Кольцов вскоре женился на нелюбимой женщине, а через некоторое время умер в возрасте 33-х лет.

Сразу же после роли Дуни роковой красавице с черными, как смоль волосами, предложили еще одну главную роль - в драме «Люди на мосту». Героиня Завьяловой - подрывница Лена. Женщина смелая, красивая, с определенным прошлым (у героини есть Она привлекает внимание молодого сына (Олег Табаков) начальника строительства моста (Василий Меркурьев). Эта связь становится Героиня Завьяловой превращается в злого гения для интеллигентной семьи Булыгиных. В финале картины Лена погибает, спасая жизни других людей.

Надо сказать, что после роли темпераментной Лены, за актрисой закрепилось амплуа «бедовой» женщины. И все ее последующие героини были не менее сильными, привлекательными, но в каком-то смысле опасными.

Фильмы 1960-х гг.

Александра Завьялова в 60-х была очень популярна. Во многом благодаря роли Зинки из мелодрамы «Алешкина любовь». Тогда партнером актрисы по съемочной площадке был Леонид Быков («В бой идут одни старики»). Он играл того самого Алешку, который без ума был от стрелочницы Зинаиды. Завьялова в одном из своих немногочисленных интервью вспоминала, что жена актера очень его ревновала к ней и постоянно присутствовала на съемках.

Еще бы не ревновать: фото Александры Завьяловой красовались не только на обложках «Советского экрана», но даже в американском журнале «Лайф». Американские журналисты называли актрису советской а российские режиссеры предлагали артистке исключительно главные роли.

В 60-е на экраны с участием Завьяловой вышли такие фильмы, как «Ждите писем» Ю. Карасика, «Хлеб и розы» Ф. Филиппова, «Фро» Р. Эсадзе и многие другие картины. Актрису приглашали на званые ужины в посольство США и доверяли ей почетную миссию встречи иностранных гостей, прибывающих на советские культурные мероприятия.

Последние кинопроекты в карьере актрисы

Однако именно тесное общение артистки с иностранцами, а также интерес, который к ней проявляли зарубежные СМИ, сыграли роковую роль в судьбе Александры.

В 65-х КГБ начало регулярно вызывать Завьялову на допрос. Чуть позже спецслужбы запретили директору «Ленфильма» снимать актрису в своих картинах. Но Александра Завьялова не отчаивалась и продолжала сотрудничать с другими кинокомпаниями.

В 70-х гг. артистка сыграла свою последнюю роль в кино - Пистимеи Морозовой. Этот образ стал одним из самых колоритных в советском кино. Настоящее имя Пистимеи - Серафима Клычкова. Она наследница богатого рода, которая вынуждена скрываться под чужим именем в сибирской тайге.

В фильме героиня Завьяловой демонизирована, ведь об аристократах в советское время говорили или никак, или плохо. Артистка подбросила еще «дров в огонь», мастерски исполнив свою работу, и на экране перед зрителем предстало воплощение зла. Учитывая ярлык «неблагонадежности», который уже довлел над Александрой, ничего хорошего ждать не приходилось. Худшие опасения оправдались: после роли Пистимеи Завьяловой перекрыли ход в любое советское кино.

Александра Завьялова: личная жизнь

Единственный официальный муж актрисы - художник Дмитрий Бучкин. От него у Завьяловой родилась дочь Татьяна.

Александра Завьялова - актриса с незабываемой внешностью. И именно красота сыграла с женщиной злую шутку. В 1964 г. в Одессе она познакомилась с американским миллиардером и приняла его ухаживания. Впоследствии американца обвинили в шпионаже и выставили из страны, Завьялова была вынуждена развестись с Бучкиным и впервые попала на допрос в КГБ.

После того как путь в кино для актрисы был перекрыт, она родила второго ребенка и начала вести уединенный образ жизни. С тех пор об Александре мало что известно.

Её боготворили Расул Гамзатов и Юлиан Семенов. За ней ухаживали Юрий Любимов и Аркадий Райкин. Ею восхищалась Белла Ахмадулина. Одна из самых трагических судеб в истории советского кино, одна из самых красивых отечественных актрис.

Общественность узнала об этом 6 февраля, хотя сам факт ухода из жизни зафиксирован медиками 2 февраля!

4 февраля 2016 года, в день своего 80-летнего юбилея, в своей Петербургской квартире была обнаружена мертвой Александра Завьялова - заслуженная артистка РСФСР, некогда блистательная кинозвезда СССР - страны, которая дала ей всё, а потом и отобрала данное. Экспертиза показала, что актриса умерла ещё 2 февраля. Впрочем, российские СМИ и телевидение проигнорировали смерть знаменитой русской актрисы.

Ещё ребенком я запомнил демоническую красоту Пистимеи Морозовой в культовом советском многосерийном фильме "Тени исчезают в полдень". Роль богатейшей наследницы сибирских фабрикантов, потерявшей все после революции, но поклявшейся бороться с советской властью изнутри, стала вершиной актерского мастерства Завьяловой.

В начале картины героиня Завьяловой предстала перед зрителем 17-летней девушкой, а в конце ей было уже за 70. Разумеется, это не первая роль актрисы а, скорее, уже закат ее карьеры.

В 1960 году Александра Завьялова снялась в главной роли в знаменитой советской лирической комедии " Алёшкина любовь", где ее партнером был талантливейший кумир миллионов- Леонид Быков. Полюбили зрители и Завьялову. Картина имела успех. В том же 1960 году ее снова ожидает успех после исполнения главной женской роли в фильме "Люди на мосту", снятым легендарным Александром Зархи. Но, конечно, визитной карточкой актрисы стала Пистимея Морозова/ Серафима Клычкова (в картине героиня Серафимы становится Пистимеей после того, как ею были украдены чужие документы). Кто бы мог подумать, что эта роль, по сути, станет и последней для заслуженной артистки России.

Её воистину демоническая красота особняком выделялась даже среди первых красавиц советского кино. Бабушка актрисы была гречанка. Видимо, от неё Александра унаследовала столь нетипичную, яркую внешность.

Её лицо украшало обложку американского журнала Life. Завьялову, ещё восходящую звезду, стал снимать модный фотограф Филип Хальсман. Представляя советскую делегацию за рубежом, актриса снискала любовь публики. В самолете актриса познакомилась с американским адмиралом в отставке военно-морских сил США Отелло Черезолли, который владел пароходной компанией. Они полюбили друг друга. К тому времени актриса была замужем за художником Дмитрием Бучкиным, у них росла дочь Таня.

Органы госбезопасности с самого начала следили за актрисой и Отелло. Черезолли объявили персоной нон грата и он был вынужден на собственном пароходе уплыть в США. Мужу актриса рассказала, что полюбила другого, и они расстались. А в 1963 году в её жизнь вошёл образ Пистимеи. Съёмки шли 3 года. Эта роль стала испытанием для актрисы, счастьем и проклятьем.

(Следует добавить, что после расставания с американцем актриса снова влюбилась, и снова это был иностранец - югослав Мома Кошич. Он красиво ухаживал, заботился и помогал актрисе во время тяжелейших съемок сериала. Пара решила пожениться, но бывший муж не дал Александре разрешения на выезд за границу с дочерью Татьяной. Ехать без дочери - об этом не могло быть и речи.)

Сложно сказать, почему наступило забвение, вероятно, режиссёры видели в ней только образ демонической женщины, при этом понимая, что всё внимание в картине будет доставаться актрисе за её уникальную внешность.

У актрисы началась депрессия. Она попала в психиатрическую больницу. Незадолго до этого она родила второго ребенка - сына. Ей было тогда 40 лет. Попав снова в психиатрическую больницу уже вместе с сыном, Александра под давлением написала заявление о выходе на инвалидность. Дочь Татьяну во время болезни актрисы забрал её отец - бывший супруг актрисы. Полностью оправиться от столь тяжелого недуга Завьялова так и не смогла. Временами она чувствовала себя очень хорошо. Общалась с людьми, давала интервью, но болезнь возвращалась.

Последний раз на экране Александра Семеновна появилась в 2000 году в передаче Оксаны Пушкиной "Женские истории", где искренне рассказала о своей жизни и судьбе.

Светлая ей память. Мир и покой её светлой душе.

Появились официальные данные, что актрису убил собственный сын

В управлении Следственного комитета по Санкт-Петербургу подтвердили информацию о том, что обвинение в убийстве заслуженной артистки России Александры Завьяловой предъявлено ее сыну – 40-летнему Петру Завьялову. Сообщается, что он арестован и уже дал признательные показания.

По версии следствия, ночью 3 февраля, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в квартире дома номер 6 по Гаврской улице "на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений" Петр Завьялов ударил ножом свою мать. Она скончалась на месте. Заслуженная артистка России Александра Завьялова не дожила всего несколько дней до своего 80-го дня рождения.

В результате проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий обвиняемый был задержан, сообщает региональное управление СК РФ. Петру Завьялову избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Расследование уголовного дела продолжается.

Александра Завьялова родилась в селе Титовка Сосновского района Тамбовской области. В 1958 году она окончила Ленинградский театральный институт им. А.Н.Островского, после чего ее по распределению направили в Брестский драматический театр.

В этом театре Александра успешно работала около года, отказываясь от периодически приходивших приглашений на съемки. Не то чтобы ей совсем было неинтересно кино, просто себя она считала театральной актрисой. Но однажды ей, недавней выпускнице, передали личное приглашение режиссера Александра Зархи на роль в фильме «Люди на мосту». Отказать она не смогла.

Обратно в Брест Александра Завьялова уже не вернулась, - поскольку уже вслед за этим получила новое предложение. В лирической комедии «Алешкина любовь» актриса сыграла стрелочницу Зинку, в которую влюблен робкий парень, геолог-буровик Алешка (Леонид Быков). Ничем не примечательный, нескладный, он с настойчивым упрямством добивается любви гордой красавицы. Итог фильма - влюбленные глаза девушки, прошедшей пешком долгий путь, чтобы увидеть его, Алешку…

Удивительно добрая и светлая картина «Алешкина любовь» не могла оставить равнодушной зрителей. Об Александре Завьяловой заговорили, посыпались приглашения от режиссеров. Один за другим вышли фильмы с ее участием: мелодрама «Ждите писем», социальная мелодрама «Хлеб и розы», молодежная киноповесть «Будни и праздники». Впрочем, все они большого успеха не имели.

Международный успех

В 1961 году фотография Александры Завьяловой попала на страницы американского журнала «Лайф». Дело в том, что известный фотограф Филипп Халсман решил снять самых знаменитых людей Советского Союза, и среди тех, на кого пал его выбор, оказалась восходящая звезда кино Александра Завьялова. С одной стороны, это был первый шаг к международной известности. С другой - встречи с иностранными журналистами не могли пройти бесследно, и актриса попала в поле зрения соответствующих спецслужб.

Тем временем, произошли изменения в личной жизни актрисы. В 1963 году Александра Завьялова вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина. Как признавалась сама актриса, вышла не по большой любви, а просто потому, что давно знала Дмитрия и не смогла устоять перед его красивыми ухаживаниями. Вскоре у супругов родилась дочь Татьяна, и Александра перестала сниматься в кино. Пришлось ей уйти и из Малого театра, где она работала в последнее время.

Однако об актрисе не забыли, и спустя год она получила приглашение на Московский международный фестиваль. В один из вечеров Александру Завьялову пригласили на званый дипломатический ужин. Красивая, темноволосая, с миндалевидным разрезом глаз, она произвела настоящий фурор у дипкорпуса. А американский посол после целого часа беседы официально пригласил ее посетить США.

После этого волне можно было оказаться вместо Америки где-нибудь на Колыме, но спецслужбы решили, видимо, пока повременить. Мало того, после успеха на том приеме руководство кинофестиваля поручило актрисе достойно, на высшем уровне встретить в Ленинграде итальянских коллег Джульетту Мазину, Антонеллу Луальди, Джоджио Молли. И Александра Завьялова не ударила в грязь лицом.

Лучшие дня

Роман с иностранцем

Спустя год Александра Завьялова познакомилась с 50–летним американским бизнесменом, совладельцем крупной пароходной компании. Эта встреча печальные последствия. Американец влюбился в актрису, между ними вспыхнул роман, который тут же был отмечен КГБ. Спецслужбы заподозрили в бизнесмене в шпионаже и, объявив его персоной нон-грата, предложили ему в 24 часа покинуть СССР.

Что же касается Александры Завьяловой, то за ней закрепился ярлык неблагонадежности, и с кино на некоторое время ей пришлось распрощаться. Кроме того, этот роман положил конец ее семейной жизни – Александра развелась с мужем...

Серафима-Пистимея

В 1969 году об Александре Завьяловой вспомнили на «Мосфильме». В то время режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский приступили к экранизации романа Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень». Александру Завьялову они пригласили на роль Серафимы Клычковой (Пистимеи Морозовой). В романе, носящем, кстати, крайне антирелигиозную направленность, Серафима-Пистимея была выведена настоящим воплощением зла, наделенной просто звериной жестокостью. Все это книжная героиня цинично прикрывала верой в бога.

В сериале режиссеры несколько сгладили тенденциозность романа, однако Серафима по-прежнему осталась крайне отрицательным персонажем. Для Александры Завьяловой, глубоко верующей в Бога с детства, этот фильм стал настоящим испытанием - и моральным и физическим. Съемки продолжались три года. Она начинала играть семнадцатилетнюю девушку, а в последней серии ее героине было уже 70. Александра выкладывалась полностью, и потому образ, созданный ею, действительно вышел демоническим. Ей же это стоило первых седых волос в жизни, а уже после окончания съемок Александра замаливала свой грех в церкви.

Расплата

Фильм «Тени исчезают в полдень», вышедший на экраны в 1971 году, оказался роковым в жизни Александры Завьяловой. После этой картины актрису совершенно перестали приглашать на съемки. Полное забвение в кино вылилось у нее в глубокую депрессию. И тогда в 40 лет Александра Завьялова решилась родить сына. «Мне нужен был ребенок, которому бы я отдала всю свою нерастраченную нежность», - признавалась позже Завьялова.

Но спецслужбы не забыли об опальной актрисе. Вскоре по всей Москве разлетелась новость, что Александру Завьялову, оторвав от детей, забрали в психбольницу. Поползли слухи, что это высшие силы наказали Сашу Завьялову за роль Пистимеи в «Тени исчезают полдень». Спустя два месяца Завьялова вернулась из больницы. За это время ее квартиру успели ограбить. Вынесено было все, что бывшая актриса успела заработать: меха, бриллианты, фарфор, деньги. Не было и детей. Дочь Татьяну забрал к себе ее отец, а маленького сына спецслужбы определили в детский дом.

Долгое время Завьяловой не хотели возвращать сына, а спустя год ее снова увезли в лечебницу, теперь уже вместе с ребенком. Там с помощью угроз и шантажа врачи заставили ее написать заявление о выходе на инвалидность. Это был уже окончательный приговор.

Спустя 25 лет Александра Завьялова вновь промелькнула в кино. В 1992 году она сыграла роль секретарши в драме «Белые одежды». А в 1994 году Завьялову даже удостоили звания заслуженной артистки России. Но затем актриса вновь исчезла из поля зрения.

Сын Петр забирал деньги, которые актрисе передавали в качестве материальной помощи

Тело заслуженной актрисы России Александры Завьяловой обнаружили 3 февраля в петербургской квартире.

То, что в смерти женщина виновен ее родной сын, следователи выяснили не сразу.

7 февраля 40-летний Петр Завьялов давал признательные показания: «Был пьян. Возникла ссора. Ударил ножом мать. Больше ничего не помню»

О том, как жила Завьялова последние годы, «МК» рассказал Евгений ЛЕОНОВ-ГЛАДЫШЕВ - популярный актер, президент гильдии актеров кино Санкт-Петербурга.

Последний раз я видел Шуру лет 15 назад, - начал Евгений Борисович, - Дело в том, что Александра Семеновна в какой-то момент настолько дистанцировалась от внешнего мира, от людей, что даже я, коллега по театру, президент общественной организации гильдии киноактеров Петербурга, не мог достучаться до нее. Она ни с кем не желала общаться, а тем более встречаться. Я в этом случае оказался бессилен. Все мои попытки вывести ее в люди, заканчивались провалом. Я несколько раз пытался ее лоббировать, куда-то приглашал, но она не поддавалась на уговоры. Помню, что даже пряталась от нас, мы ее постоянно разыскивали. Такое ее поведение было связано не с возрастом, сейчас актрисы и постарше ее работают.

- С чем же?

В какой-то момент она оказалась на обочине - ее не снимали, не предлагали ролей. Время было такое. Актеры старшего поколения оказались не у дел. Завьялова была не востребована, осталась без работы, если хотите, влачила нищенское существование. Ну и потом, она же серьезно болела. Не буду называть диагноз, вопрос щекотливый.

- Ни для кого не секрет, что она проходила длительное лечение в психиатрической клинике...

Я это и имею ввиду. Не хотел бы, чтобы диагноз звучал из моих уст. Я Шуру уважал, любил. Первый раз увидел ее, когда мне было 22 года, я мальчишкой пришел в театр, где она служила. Тогда еще только прошла премьера «Тени исчезают в полден». Я был в шоке от ее красоты, абсолютно непроницаемого лица. Нас в театре студии киноактера было 172 человека. Мы вечно спорили, вели полемику, дебаты, как жить, что делать, какие концерты играть, кто куда поедет. И только Александра Семеновна всегда сидела молча.

- Вы как-то предлагали ей сделать творческий вечер в доме кино?

Да, я обратился к ней с таким предложением, нашел спонсоров, выделили хорошую площадку. Но она сказала: «Мне этого не надо». Как я только не уговаривал ее, она наотрез отказалась. Поймите, Завьялова была из тех актрис, которые не ходили по коридорам киностудии и не стучались в двери съемочных групп.

- Неужели никто из режиссеров за последние 30 лет не предложил Александре Завьяловой ни одной роли?

Ничего подобного не было. Только вспоминали ее все, восхищались: «Ой, недавно показывали картину «Люди на мосту», какая там Завьялова!». Мне хотелось кричать, ну так набери ее телефон, пригласи. Нет, мимо.

- Когда в ее жизни наступил переломный момент и она перестала работать в театре?

Сейчас трудно вспомнить. 80-е годы были. Помню, она просто ушла из театра. Началось с того, что в театре распространялись слухи: «Александра Семеновна заболела». Часто она болела. Чем? Вслух не говорили. Но дело не в этом. В какой-то момент Завьялова сознательно дистанцировалась. Я толком ничего не знал о ее жизни. Слышал, что нуждается. И тогда наша организация начала отправлять ей деньги, небольшую материальную помощь на лекарства, продукты. Я звонил Завьяловой домой, но к телефону она никогда не подходила. Отвечал ее сын Петр. Он и приезжал к нам в офис за конвертом. Расписывался в ведомости, клятвенно обещал мне доставить деньги матери. Однажды я решил проверить, дошла ли сумма до адресата. Связался с Шурой. Та была удивлена: «Нет, мне никто не приносил денежки». Я потом серьезно поговорил с Петром и понял, что ему доверять нельзя.

- Он сильно тогда пил?

О том, что он злоупотребляет, я узнал неделю назад. Мои знакомые сказали, что дочь Завьяловой, Татьяна, решила перевезти мать к себе в квартиру, в Гатчину, чтобы та находилась под присмотром. Видимо, жить с сыном актрисе уже было невыносимо. Вроде бы дочь забрала маму к себе. Не понимаю, зачем Александра Семеновна вернулась обратно?

- На какие деньги жила Завьялова?

На пенсию, которая составляла не больше 12 тысяч рублей. Слышал, что она голодала одно время. Но утверждать не могу. Во всяком случае, после ее смерти мне звонили из Союза Кинематографистов, сказали, что будут собирать деньги на похороны великой актрисы. Значит, хоронить ее не на что?