А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

В эпоху, далекую от всеобщей глобализации и трансатлантических холдингов, люди, кажется, глубже проникались поэтикой военного ремесла, не щадя на доблестные сражения ни сил, ни времени. В очередном своем амбициозном проекте Creative Assembly приглашают игроков не только вспомнить о долгих часах школьного курса по истории государств древнего мира, но и самим принять участие в написании народных эпосов.

После небольшого пролога, прохождение которого крайне рекомендуется любому, кто садится за игру серии Total War впервые, на выбор нам предлагается порядка десятка фракций, каждая из которых открывает пользователю отдельную одиночную кампанию. Однако, радоваться подобному изобилию не стоит - разница между выбранными сторонами конфликта будет заключаться во внешности и некоторых особенностях юнитов, а также обозначенной на карте мира точке, с которой вы начнете простирать собственное господство на ближайшие регионы. Опираясь на энциклопедические данные, кампании все-таки будут тасовать перед нами различные боевые сценарии, но в целом конечная суть будет оставаться единой - захватить как можно больше земель и разбить как можно больше врагов. Вести за руку "сюжетного повествования" нас будут только в самом начале каждой из исторических летописей. Так, например, выбрав сторону икенов, в первоначальные наши задачи войдет покорение соседских племен, как предпосылка к дальнейшему выдвижению на континент. Или возьмем египтян - им отводится роль удержания собственных позиций, добытых предшествующими завоеваниями. Может быть, несколько сотен лет назад, такие города как Мемфис, Иерусалим и Александрия еще могли внушать врагам страх поражения, за которым следовал аукцион пленных рабов, но, с приближением новой эры, дворцовые интриги изрядно подточили престиж империи, а потому малые народы перестали бояться почитателей Осириса и теперь стараются откусить свою часть от "большого пирога". В целом же, все "повествование" ограничивается лишь кратким описанием исторического контекста, да и давайте скажем начистоту - вы же не ждали от жанра исторических RTS мощного накала страстей и острых поворотов?

Структурно игра делится на две части - большую настольную стратегию, где в пошаговом режиме нам дозволено передвигать фишки отдельных армий по карте мира, следить за экономическим развитием своей нации, геополитической обстановкой и прочим "менеджментом", а также стратегию тактическую, представляющую непосредственно боевую часть. Особый шарм Rome II заключается в том, что для успешного воплощения своих наполеоновских амбиций, игроку придется быть успешным как в одной, так и в другой области. Не пугайтесь - для того, чтобы население вашего государства оставалось довольным уровнем жизни, вам не придется отстраивать театры, проводить канализацию и назначать губернаторов, достаточно будет распределить между контролируемыми городами конкретные роли, после чего сосредоточить внимание на общем технологическом развитии, которое представлено, по традиции, в виде разветвленной сети иконок. Превратить еще одну автономию в сельскохозяйственный центр, снабжающий остальную часть страны зерном, или лицом к лицу столкнуться с голодом, но возвести в отдаленной провинции военную академию, которая будет поставлять особый род войск прямиком к границам - выбор стоит за игроком. Не стоит недооценивать такой, на первый взгляд, слишком упрощенный мыслительный процесс - от того, как вы распределите экономические ресурсы, может зависеть то, сможете ли вы отбить финальное нападение многотысячной армии каких-нибудь персов. Да что рассказывать, вы наверняка играли в Civilization .

Вряд ли кто-то не согласится с тем, что видеоигры в последнее время становятся все более "взрослыми", стремясь не только к реализму физической модели, но и чему-то более серьезному. Казавшийся нелогичным и оборванным на полуслове сюжет LA Noire вполне неплохо продемонстрировал нам томительное напряжение полицейского детектива, которому не всегда удается распутать лихо закрученное преступление. А как вам изображенная в Cart Life гениальная сатира на рутинное, состоящее из серых будней существование человека, погруженного в замкнутый круг поиска средств на пропитание? Болтливый таксист-араб, везущий Нико Белича к выбранному месту? В случае с Rome II фраза "все как в реальной жизни" отлично применима к нелегкому выбору, который предстоит совершать пользователю, пока он формирует облик древней цивилизации. Экспансивное увеличение принадлежащих вам территорий весьма неоднозначно. Взяли под свой контроль отбитый у соперника город, заставив метрополии кормить новоприобретенных колонистов? Не надейтесь, что жители вашей столицы устроят мирный пикет - крестьяне попросту устроят мятеж, подавить который, впрочем, не составит труда. Но если одно восстание и закончится без видимых для вас потерь, то два, а то и три похода черни уже заметно ослабят силы стражи, и тогда вам останется лишь молиться, чтобы заморские "друзья" не набрали к тому моменту достаточно сил, чтобы форсировать границу и попытаться отвоевать у вас клочок земли. И, кстати, басурмане очень любят объединяться в коалиции, так что ждать, пока в ваши ворота постучится противник, придется недолго.

А как насчет того, чтобы выплатить племени Тумба-Юмба дань в размере годового дохода? Взамен алчный и преисполненный манией величия диктатор затерявшегося в джунглях королевства пообещает не трогать ваших границ в ближайшие пару лет. Ну и что, что его армия в пропорции сравнима с моськой, прущей на слона? Устоять перед соблазном пополнения биографии доблестными военными подвигами сможет не каждый правитель. Когда таких "мосек" набирается несколько штук, сохранить трон становится сложнее. Может все-таки стоит задобрить объявившихся "царьков" подарками, и понадеяться на их, пускай и не особо существенную, но все-таки помощь?

Когда дипломатические методы сосуществования с соседями исчерпывают себя, неизбежным становится открытый конфликт. Готовьтесь, официант уже несет нам второе блюдо - битвы. Механика боев в играх серии Total War должна быть знакома не только тем, кому довелось провести долгие часы за прошлыми продуктами франшизы, но и любителям настольных варгеймов, излюбленных западными нердами. Это именно та самая RTS-часть игры, где можно обвести всех ваших солдатиков рамочкой, после чего послать их на позиции противостоящей стороны; только вот сразу посоветуем - в Total War подобного делать не стоит. Для того, чтобы где-нибудь в районе Капитолийских холмов в честь очередного вашего триумфа возвели еще одну арку, действовать на поле боя придется с предельной осторожностью и вдумчивостью.

В военном промысле пригодится каждая уловка, будь то засада, устроенная на месте узкого горного прохода, скрытые от посторонних глаз маневры в лесу, или стремительная контратака, спускающейся с холма конницы. Испробовать самые разные варианты тактики можно в наиболее отличных друг от друга условиях - карта, растянувшаяся от туманных британских островов, вплоть до границ Индии, чередует максимальное число всевозможных локаций. Открыв у полководцев специальный навык, мы получаем возможность дожидаться выгодных погодных условий: так, к примеру, туманным утром нам будет проще подобраться к вражеским стенам, оставшись во время осады незамеченными. А каково вам будет столкнуться с недругом в море, где вода пенится от бушующего шторма?

Отдельное удовольствие - осады городов, во время которых стратегия во многом будет зависеть не столько от ваших действий, сколько от наличия специальных приспособлений и осадных орудий. Кстати, еще один совет - брать крепость, не имея хотя бы защищенных навесом таранов - не лучшая идея. В Rome II вообще со временем открываешь для себя много нового, причем, в данном случае речь идет скорее не о каких-то внутриигровых "анлоках", а именно о практическом опыте, который получает игрок. Именно по этой причине хочется назвать ее хардкорной.

Одной из особенностей Rome II в сравнении с предшественниками является то, что разработчики реализовали комбинированные битвы, объединив на одной локации сразу несколько вариантов ведения войны. Предпочтете ли вы стоять вплотную у стен Александрии, зайдете в тесную гавань, или высадите десант на узкой прибрежной косе, откуда два элитных отряда без препятствий войдут в город - выбирать есть из чего, было бы желание. Гарнизон кажется вам слишком большим? Устройте населенному пункту долгую блокаду, отрежьте его от поставок пищи и медикаментов, предварительно отравив колодцы нечистотами. Ослабленная голодом и мором стража продержится недолго.

Изучив различные построения, специальные способности и другие мелочи, вы начнете действовать осторожнее и хитрее. Не думайте, только, что против вас стоят совсем уж глупые чурбачки: их не проведешь простым обходом с фланга… Хотя нет, постойте, именно с неразумными соперниками нам и предстоит иметь дело, а в этом, как ни странно, и заключаются главные проблемы игры. Пускай, искусственный интеллект виртуальных врагов и поумнел, в сравнении даже с Shogun 2 , и он, может быть, не клюнет на отвлекающий маневр крестьянского полка, отводящего взгляды от заходящей в тыл бронированной кавалерии, но, в общем и целом, настоящей конкуренции нашему внутреннему гроссмейстеру он составить не сможет, во всяком случае, когда стоит в защите.

Большую часть времени войско оппонента проводит в пассивном спокойствии. Пока вы стягиваете силы возле главного входа в деревню, распределяя порядок построения вооруженных единиц, рассаживаете стрелков в кустах, отводите всадников на фланги, компьютер, чтобы вы совсем не подумали, что он умер, устраивает на главной улице круговые парады. Нет, это вовсе не значит, что утверждать собственное господство окажется чрезвычайно легко, но будьте готовы к тому, что неприятель будет брать количеством, а не тщательно спланированной тактикой.

Через какое-то время начинают вылезать и другие недостатки - складывается ощущение, что многие заявленные возможности попросту не используются в игровом процессе, а если и используются, то оказывают крайне малую степень влияния на происходящее. Какой смысл напоминать пользователю о шкале выносливости бойцов, если за все время триумфального шествия по карте античного мира нам почти не попадется сражений, которые за счет своей длительности вымотают вояк до истощения? Не меньше сложностей вызывает попытка понять суть развиваемых у юнитов (и особенно у полководцев) способностей - весьма условные "+3% к лидерству" почти никак не проявляют себя в открытом столкновении. Более того, тактика "примани врага и ударь с боков" действует безотказно почти в любой ситуации. Если поначалу описанные выше крестьянские восстания вызывают только радость, мол, наконец-то, вместо неспешной настолки с экономической частью, можно насладиться живым боем, то постепенно они начинают надоедать, а затем и вовсе бесить своим нескончаемым потоком. Нет, вы конечно можете доверить ведение новой баталии искусственному интеллекту (в таком случае исход битвы будет просчитан моментально, и вам не придется даже смотреть очередной экран загрузки), но действительно ли вы хотите отдать войско, которое собирали последние пару часов, на попечение столь ненадежному стратегу? А самому защищать один и тот же пункт надоест очень быстро, особенно, если учесть, что желающие пройти кастинг на роль хозяина полиса чуть ли не в очередь выстраиваются. История любит победителей - стоит вам выбрать правильный путь, и тогда далекие страны, славные походы и громкие победы не обойдут вас стороной. Но совершите ошибку в самом начале, и война превратится для вас в рутину: постоянная трата ресурсов, лечение раненых, реконструкция городов - все это отнимает ваши силы, подставляя под удар более изощренного в вопросах внешней политики правителя. Слишком многое зависит от первоначальных действий. Будь перед нами компактная версия Civilization, за которой можно скоротать обеденный перерыв, опробовав созревший в голове план действий, никто бы и слова не сказал, но, знаете ли, просидев за монитором несколько часов, узнать, что все ваши старания были тщетными, потому что на определенном ходу вы не открыли выхода к морю, а враг (коих здесь будет свыше сотни) успел отстроить флотилию - мириться с этим довольно сложно.

Стоит ли говорить о том, что гораздо интереснее играть в Rome II было бы против реальных пользователей? Уж кто-кто, а живой игрок явно не будет стоять по стойке смирно, пока вы пытаетесь окружить его со всех сторон. Но и тут, как выяснилось, вылез недостаток, причем, очень и очень существенный - сетевой код игры, кажется, очень чувствителен к пингу. Во время закрытой мультиплеерной сессии с разработчиками я долго силился понять - как это соперник позволяет мне совершать столь очевидные маневры настолько безнаказанно? Следующий матч, в котором игра не чуть-чуть подлагивала, а прямо зависала на несколько секунд, показал, насколько сильно она зависит от коннекта. Не исключено, что проблемы с качеством связи были вызваны слишком большим расстоянием между хостом-разработчиком и гостем-игроком, и, играя, скажем, с другими жителями своего региона вы не заметите задержки, однако, в ревью-версии проблемы с данным аспектом все же присутствовали, и удастся ли их исправить со временем - этот вопрос остается открытым.

Иногда в Rome II встречаются баги, что стало уже классической фишкой не только продуктов Creative Assembly в частности, но и как будто бы всех ПК-проектов вообще. Если проплывающих сквозь объекты солдатиков еще можно простить, то отряды, отказывающиеся выполнять какой-либо приказ, это уже ощутимый минус, заставляющий перезагружаться с сохранения, а то и вовсе перезаходить в игру. Ну, патчей-то, как повелось за разработчиками, будет выходить достаточно, нужно только подождать.

К чему нельзя придраться, так это к техническому, а особенно визуальному исполнению продукта. Обновленная версия движка отрисовывает значительно большее количество персонажей, каждый из которых теперь сильнее отличается от своих однополчан. Модельки бойцов одного подразделения отличаются не только наличием усов и густых бровей, но и другими внешними характеристиками, вплоть до роста. Осядает ли на пологий склон густой туман, или пробивается ли сквозь раскаленный воздух пустыни дрожащий мираж - графически новое творение сассэкской студии предлагает нам лучшую на сегодняшний день картинку, по крайней мере, среди стратегий уж точно.

В любой момент боя вы можете включить специальную камеру, которая в стиле Go-Pro гаджета зафиксирует происходящее буквально от лица очевидцев, повиснув в каких-то считанных сантиметрах над блестящими шлемами легионеров. В такие моменты хочется включить героическую музыку погромче и зачитать какую-нибудь пафосную речь про братство, веру в единую цель и долг перед отечеством, после чего пристально наблюдать, как электронные пехотинцы рубят друг друга, заливая окрестности кровью. Музыкальное сопровождение примерно этому спектру эмоций и соответствует, хотя, по завершении игровой сессии отчетливо припомнить хотя бы один мотив окажется затруднительно.

Rome II - это все-таки вещь очень и очень неоднозначная. Если, глядя на ежегодный "заказ" какого-нибудь раскрученного тайтла, мы, в конце концов, приходим к выводу о том, что нас каждый раз пичкают одним и тем же, в случае с нашим сегодняшним испытуемым сказать такое было бы слишком категорично. Ну что мы с вами, не знали что ли, что основное отличие от прошлогодней Shogun 2 будет заключаться лишь в выбранном сеттинге? Тем не менее, даже с подобным подходом разработчики не поленились что-то добавить в игру, доработать отдельные моменты. При всем при этом остается несколько разочарований. Почему бы не сделать игру более зависимой от мелочей? Казуальные геймеры едва ли вообще заинтересуются проектом, в то время как хардкорным, несмотря на разнообразие и проработку фракций довольно сложно оценивать их характерные особенности, учитывая, что в большинстве случаев все сводится к одной одинаково эффективной в любых условиях тактике. И да, в стратегиях, а особенно в Total War сильнее всего ощутимо несовершенство виртуального противника, причем, боимся ждать эпохи, когда кремниевый разум сможет поставить нам шах и мат не путем грубой демонстрации силы, а в ходе изощренно спланированных действий, придется довольно долго. Но все же, на сегодняшний день Rome II являет собой не только одну из самых масштабных стратегий, но и наиболее актуальный продукт, исполненный в жанре исторических RTS . Попробовать взять Карфаген настоятельно рекомендуется не только тем, кто когда-то с восторгом принимал известия об анонсе очередной Age of Empires , но и вообще всем, кто решил посмотреть: "что там еще, кроме этих ваших шутеров может предложить индустрия?".

Игра пройдена на ПК .

Rome II - обзор политической системы

Выбирая фракцию, вы начинаете руководить правящей группой или родом, определяя политическую систему. Главой этой правящей группы становится лидер вашей фракции. Многие персонажи, которые встречаются в ходе кампании, влияют своей харизмой на политическую силу вашей фракции. В свою очередь, это увеличивает сферу влияния вашей правящей группы на провинции. Увы, не все остальные политические группы спокойно наблюдают за тем, как вы правите. У них есть собственные планы и амбиции. Вы можете взаимодействовать с любым вовлеченным в политику персонажем. Откройте окно управления фракцией и продвигайте персонажей с помощью закулисных методов, например, взяток и присваивания чужих средств, принимайте персонажей в свою семью и даже предпринимайте агрессивные действия против них.

Аккуратно управляя политическими фигурами и предпринимая доступные вам политические действия, вы сможете удержаться на троне и твердой рукой править своим народом. Верность - прежде всего. В ваших интересах не злить другие политические группы и следить, чтобы они оставались верными вашему делу. В противном случае они осложнят вам жизнь в тех сферах, на которые могут влиять. Восстание не начинается на пустом месте. Если верность политической группы слишком низка, эта группа может отколоться от вас и объявить о своей независимости. Влиятельность политических групп зависит в том числе от того, какой выбор вы периодически делаете в ходе кампании. К этому выбору относятся также решения военного и гражданского характера, которые, на первый взгляд, вовсе не кажутся политическими: назначение полководцев, выбор исследуемых технологий, методы регулирования экономики.

Единого подхода не существует. Даже невмешательство в политику (то есть, решение сосредоточиться не на политике, а на гражданских и военных вопросах) вполне может оказаться удачным ходом хотя бы в краткосрочном периоде. Однако длительное бездействие, скорее всего, приведет к чрезмерному бесконтрольному усилению или ослаблению отдельных политических групп. Политически активный игрок должен как можно дольше удерживать власть в своих руках и помнить, что другие группы рано или поздно решат заявить о самостоятельности и пошатнуть установленный порядок. Если произойдет раскол, все действующие полководцы и флотоводцы политической группы соперников покинут вас - вместе с войсками - и перейдут в новую, враждебно настроенную фракцию, единственная цель которой - разгромить вас. Игроки, решившие не обращать внимания на уровни влияния, рискуют тем, что внутренний раскол возникнет в самый неподходящий момент. Впрочем, верность политической группы можно понизить намеренно, спровоцировав неугодных на отделение, а потом растоптать политических противников подготовленными войсками.

За одну кампанию может произойти несколько гражданских войн. Иногда такая война - единственный способ избавиться от неуступчивой группы, которую можно легко уничтожить после спровоцированного вами же восстания. Подробнее об этом читайте ниже.

СЕМЬИ И ПАРТИИ

У вас может быть от двух до пяти политических партий - это зависит от размера вашей фракции на карте кампании. В течение всей кампании вам придется следить за положением своей группы по отношению к другим, таким как сенат, царский двор или совет племени. Однако поддержание баланса политических сил становится непростым делом, если партий много. Следите за верностью групп, иначе вы рискуете столкнуться с открытым неповиновением и началом раскола. При расширении вашей фракции могут возникнуть новые партии, а старые - кануть в лету, если решат отделиться и потерпят поражение в начавшейся гражданской войне.

ВАЖНЫЕ ПЕРСОНАЖИ

Важные персонажи участвуют в политике и повседневной жизни фракции. Это происходит на всем протяжении игры благодаря заданиям, событиям и дилеммам. Кроме того, важные персонажи доступны в окне управления фракцией. Это не просто полководцы и флотоводцы (командиры) на вашей службе, но и граждане вашей фракции, участники групп или представители правящего рода. Что еще важнее, эти персонажи могут быть государственными деятелями различных партий, проживающими в столице фракции. В политическом плане государственные деятели сродни командирам и тоже могут изменить влияние благодаря своей харизме, но в отличие от командиров они не представлены на карте кампании, а занимают менее заметные должности в столице до тех пор, пока не потребуется возглавить очередную новую армию или флот. Кроме того, для смены командира необязательно дожидаться его смерти. Вы можете его сместить, выбрав армию на карте кампании и отдав команду «Заменить» на панели сведений о полководце. Если вы решите передать командование воинским формированием активному государственному деятелю, он поменяется местами с командиром. Это значит, что бывший командир покинет расположение части и станет государственным деятелем.

ХАРИЗМА И ЧЕСТОЛЮБИЕ

Харизма - это популярность персонажа и его положение в Римском мире. Именно эта характеристика сильнее всего отражается на влиянии группы, к которой принадлежит персонаж. На показатель группы влияет харизма всех ее участников, однако эффективность этого влияния зависит от общей харизмы персонажей в группах-соперницах. То есть, если в соперничающей группе есть несколько людей с высокой харизмой, а в вашей их нет, скорее всего влияние чужой группы будет каждый ход увеличиваться, а вашей - уменьшаться.

Кроме того, помните, что из-за честолюбия персонажа воздействие его харизмы на влияние группы может усиливаться, так что не лишним будет присматривать за вашими амбициозными полководцами. Чем более честолюбив персонаж по сравнению с другими людьми, тем сильнее его харизма влияет на силу, которую набрала его группа.

Чтобы регулировать влияние группы, увеличивайте или уменьшайте харизму ее участников. Например, можно попытаться ослабить группу, распуская слухи о некоторых или всех ее участниках, и в результате их общая харизма уменьшится. Впрочем, еще большего эффекта можно достичь, если убить выдающегося члена партии-соперницы, ведь после этого все влияние харизмы этого персонажа полностью исчезает за один-единственный политический ход. Можно сделать и наоборот - принять персонажа в свою семью. При этом его харизма вычитается из общей харизмы группы соперников и добавляется к общей харизме вашей группы. Подробнее о политических действиях читайте ниже.

ВЛИЯНИЕ И ПОДДЕРЖКА

Влияние вашей политической группы растет благодаря военным победам, успешно выполненным заданиям, а также в ходе политических интриг. Опытного полководца можно оставить во главе какой-либо армии или флота, а можно назначить на государственную должность под названием «Путь чести». Колеса политической машины вращаются медленно, однако в военное время «свой» человек на высокой должности способен резко усилить влияние вашей группы. Это влияние можно копить до момента, когда ваша группа обойдет соперников по общей харизме, а можно использовать для выполнения политических действий, таких как убийство, чтобы подрывать влияние других групп вашей фракции.

Влияние распределяется по долям между партиями. Его можно увидеть в списке важных персонажей, который расположен на вкладках политики и персонажей фракции. Эти доли связаны с объемом поддержки, которую получает каждая группа фракции, обычно от невидимого класса «патрициев». Эти люди, среди которых могут быть сенаторы, старейшины племен, придворная знать, меняются в зависимости от культуры фракции, за которую вы играете. Например, в демократических эллинистических фракциях партиям оказывают поддержку граждане страны, а не какой-то отдельный класс патрициев. В любом случае, количество людей, оказывающих поддержку, всегда ограничено. Вдобавок, каждый человек может единовременно поддерживать только одну группу. Соответственно, потеря или получение их поддержки выливается в изменение влияния. Это следует учитывать при подготовке политических действий, так как многие из них немедленно отталкивают от вас определенное количество патрициев, подданных или граждан, то есть лишают вас части поддержки. Вы можете узнать, сколько именно людей поддерживают ту или иную группу. Для этого наведите указатель мыши на соответствующий процентный показатель, отображаемый в списке персонажей.

Влияние каждой группы напрямую связано с количеством провинций, которыми она управляет. Чем выше влияние группы, тем больше городов разделяют ее взгляды или порицают ваши методы правления. Любые появляющиеся из-за этой группы бонусы или штрафы воздействуют на провинции в ее зоне влияния.

В соответствии с вашим уровнем влияния у фракции могут появляться особенности, зависящие от набранной силы. Их можно увидеть в окне политики фракции.

ВЕРНОСТЬ

Чтобы удержать власть над фракцией, вы должны обеспечить верность других партий вашему делу. Верность любой группы определяет меру удовлетворенности текущим положением вещей. Чем выше показатель верности, тем больше группа рада идти вашей дорогой. Низкий показатель верности указывает на то, что группа не одобряет ваши политические решения. Это неодобрение может привести к предательству и даже к восстанию, если ничего не предпринимать.

Верные партии приносят бонусы (а недовольные - штрафы) провинциям в зоне своего влияния. Есть несколько способов обрести или потерять верность: политические действия, победы полководцев или флотоводцев группы, а также смерть участников группы. Помимо прочего, верность зависит от уровня империя вашей фракции: чем сильнее разрослась страна, тем труднее удерживать другие группы в узде.

ТИПЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Изначально каждая фракция имеет один из четырех типов правительства, у каждого из которых есть свои преимущества, действующие на всю фракцию. Цель любой фракции - стать империей и получить максимальные преимущества из доступных. Однако добиться такого статуса можно только при выполнении необходимых условий, одно из которых - большое количество провинций в стране. Вы можете в любой момент реформировать свое правительство. Это вызовет короткий период нестабильности, зато после него вы получите преимущества нового режима. Следует понимать, что не каждая культура позволяет выбирать любой тип правления. Например, восточные народы очень держатся за свои традиции и никогда не примут идею выборных правителей.

ИМПЕРИЙ

Империй вашей фракции - это показатель вашего продвижения в кампании глазами ваших соперников внутри фракции. Его можно накапливать в ходе завоеваний. Стоит уровню империя вырасти, как вместе с ним увеличится и важность политических маневров, ведь тогда другие политические группы начнут считать вас реальной угрозой своим планам. С каждым ходом будет увеличиваться шанс раскола и последующей гражданской войны. Крупным империям куда труднее поддерживать внутреннюю стабильность из-за резко возросшего количества политических происшествий. Когда вы заработаете наивысший уровень империя, как никогда важно будет постоянно держать руку на пульсе страны. Колебания влияния станут более резкими из-за интриг ваших политических соперников. Также учтите, что вы не сможете постоянно назначать полководцев из «правильной» политической группы. Если верность других групп уменьшится до критического уровня, начнется гражданская война с сепаратистами. Увы, заручиться верностью всех групп слишком трудно и попросту дорого. Вот почему важно еще на ранних этапах кампании научиться вести политические игры. Когда ваша империя разрастется, предпринимайте активные шаги, чтобы усидеть на троне.

Всю информацию об уровнях империя вашей фракции, в том числе появляющиеся особенности и эффекты, можно посмотреть в окне управления фракцией.

РАСКОЛ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

Политика в Total War: ROME II сосредоточена на сохранении вашего трона и поддержания верности других политических групп. Если не обращать внимания на верность, можно внезапно узнать о вероломстве своих «верноподданных», которые пытаются отнять у вас бразды правления. Если верность группы стала слишком низкой, зависть и недоверие рано или поздно толкнут ваших соперников на открытый конфликт. В этом случае произойдет раскол страны: войска ренегатов поднимут против вас восстание и первым делом захватят провинции в зоне своего влияния. Если у вашей фракции много империя и она занимает большую территорию, раскол может привести к гражданской войне. Во время этой войны другим политическим группам придется выбирать, на чьей они стороне. Появившаяся фракция станет вашим противником и будет бороться с вашим режимом. С ней будет нельзя вести дипломатические переговоры, ее войска будут постоянно стремиться захватить и удержать ваши поселения, чтобы в итоге стереть вашу фракцию с лица земли. У гражданской войны нет определенного срока. Она продолжается до полного разгрома фракции-соперницы. Подобные войны могут начинаться несколько раз за кампанию, если вы не будете следить за верностью политических групп.

ПУТЬ ЧЕСТИ

Путь чести (Cursus Honorum) - это должности, которые получают подданные вашей фракции, когда достигнут определенного возраста или звания. Они приносят определенную пользу, также как особенности персонажей, их домочадцы или предметы. Некоторые позиции на пути чести можно купить очками власти: новые звания помогут задобрить полезных, но потенциально опасных людей. Когда соблюдены все условия повышения уровня пути чести, появляется кнопка назначения. Нажмите ее, чтобы пожаловать должность своему персонажу. Продвижение по службе можно использовать в качестве политического инструмента. Им можно купить верность политической группы, которой придется по нраву выдвижение кого-то своего на руководящий пост. Лидеру вашей фракции никаких постов жаловать нельзя, ведь он и так занимает самый высший пост. Вместо этого у него есть своя особенность, которая зависит от типа вашего правительства.

ОКНО УПРАВЛЕНИЯ ФРАКЦИЕЙ

Это окно - средоточие вашей политической системы. Чтобы его открыть, нужно нажать символ фракции в центре интерфейса основной кампании. В нем вы увидите всю информацию о политическом раскладе в вашей фракции. Например, вы увидите своих соперников, сможете оценить их влиятельность, особенности и верность вашему делу. Здесь вы сможете поддерживать баланс сил с помощью политических действий в отношении групп или отдельных персонажей. Действия эти могут быть как дружественными, так и не очень.

Кроме того, в этом окне можно увидеть текущий тип вашего правительства наряду с преимуществами, которые он обеспечивает. Вы сможете изменить режим правления, однако это на время дестабилизирует ситуацию в стране из-за того, что простому люду трудно свыкнуться с переменами.

В окне «Персонажи» перечислены важные персонажи. Это ваши подданные или политические фигуры. Их успехи и неудачи напрямую влияют на уровень влияния, которое, соответственно, обретают или теряют их группы. Нажав портрет персонажа, можно увидеть подробные характеристики этого человека. Среди них особенно важны харизма и честолюбие.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Вы сможете удержаться на троне, если сумеете поддерживать верность других политических групп на должном уровне. Для этого вам доступен ряд политических действий, большинство из которых требуют финансовых и политических издержек. Политические издержки - это потеря поддержки влиятельных граждан правящего класса. Такая потеря незамедлительно сказывается на доле влияния вашей политической группы. Однако такие действия могут благотворно сказываться на уровне влияния в долгосрочной перспективе. Если попытка манипулирования харизматичным персонажем будет успешной, в последующие ходы вашу группу станут поддерживать активнее.

Чтобы выполнить политическое действие по отношению к интересующему вас персонажу, нажмите его портрет в окне управления фракцией. В поле подсказок вы увидите стоимость выполнения того или иного действия. С каждым персонажем можно совершать определенные, доступные именно для него действия. Вы увидите их на экране. Ниже приведено описание доступных действий.

ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОДВИЖЕНИЕ

Продвинуть можно участника любой группы, будь она правящая (ваша) или другая. Продвижение сказывается не только на политическом раскладе, так как назначенный на должность персонаж тут же получает прибавку к харизме. Если этот персонаж не принадлежал к правящей группе, его продвижение повысит верность группы, к которой принадлежит этот человек. Подобные продвижения также предоставляют персонажам особенности пути чести, у которых есть уникальные эффекты. Продвигать персонажа можно несколько раз (до максимального уровня), если к моменту очередного повышения он достиг нужного возраста и звания. На первом уровне за продвижение придется заплатить горсткой отвернувшихся от вас аристократов. За каждое последующее продвижение придется платить все больше денег и жертвовать все большим числом аристократов, поддерживающих вашу группу.

ПРИСВОИТЬ СРЕДСТВА

Это действие доступно любому участнику правящей группы. Оно позволяет пополнить казну за счет влияния персонажа и снижает верность других групп. Это рискованно, но порой даже важный персонаж вынужден поступать бесчестно, ведь война требует денег, денег и еще раз денег. Учтите, что попытка присвоить средства может провалиться, а вот верности других политических групп вы лишитесь при любом исходе.

ОТПРАВИТЬ УПРАВЛЯЮЩЕГО

Вы можете направить государственного деятеля в определенную провинцию, чтобы он помог ей управлять и повысил общественный порядок. Это действие может выполнить участник любой политической группы, но не действующий полководец или флотоводец. Харизма этого персонажа вырастет, тем самым подчеркивая важность этого человека для населения провинции. Если отправить государственного деятеля из правящей группы, это вызовет зависть у остальных групп. Конечно же, они станут менее верны вам. Зато если назначить управляющим человека из другой группы, верность этой группы возрастет.

УСТРОИТЬ ПИР

Государственному деятелю можно поручить организацию пира, что увеличит приток продовольствия из выбранной провинции. Полководцам и флотоводцам это действие недоступно, а вот любому другому участнику вашей или другой группы оно вполне по плечу. Если вы отправите деятеля из правящей группы, другие группы как обычно встанут на дыбы из-за того, что задание поручили не их людям. Верность групп при этом уменьшится. И наоборот, если отправить участника другой группы, верность этой группы возрастет.

ПОДКУПИТЬ

С помощью подкупа вы можете переманить персонажа из оппозиции на свою сторону ценой определенных финансовых и политических издержек. Это позволит уменьшить общую харизму соперника и повысить общую харизму собственной группы, быстро восстановив баланс между политическими блоками. При успешном подкупе переметнувшийся персонаж теряет часть харизмы во время перехода в стан противников. Подкуп персонажей с высокой харизмой обходится дороже. Это действие доступно только при республиканском или имперском типе правительства.

УСЫНОВИТЬ

Это действие по сути аналогично подкупу, но доступно только при монархическом типе правительства. Перейдя в вашу политическую группу, персонаж не теряет харизму. Учтите, что лидеров политических групп нельзя подкупить или усыновить.

ЗАРУЧИТЬСЯ ПОДДЕРЖКОЙ

Есть один прямой и бесхитростный способ повысить верность неблагонадежной группы. Достаньте отложенные на войну деньги и подарите их своим политическим соперникам. Звон монет позволит им осознать мудрость и правильность вашего правления. Это действие направлено не на участника группы, а на группу ваших соперников целиком. Слабой и малозначимой группе достаточно и небольшого подарка, но чем влиятельнее становится группа, тем дороже вам обойдется ее честная и незамутненная верность. Впрочем, если вы не готовы к внутреннему расколу, не грех и откупиться. Это действие доступно для союза или лиги, а также при имперском типе правительства.

ПОЙТИ НА ПРОВОКАЦИЮ

Если конфликт с противоборствующей группой неизбежен, можно сознательно пойти на обострение ситуации. Это позволит вам действовать немедленно, не дожидаясь, когда беспокойная группа станет влиятельной и грозной. Вы можете совершить это направленное на группу действие, чтобы попытаться подтолкнуть ее к отделению. Подобная провокация с большой вероятностью превратит небольшое восстание в полномасштабную гражданскую войну. Если вы тыкаете палкой в гнездо политических ос - приготовьтесь к последствиям. На это действие придется тратить золото, причем тем больше, чем больше империя вы накопили. Действие доступно только при наследственной монархии или имперском типе правительства.

УСТРОИТЬ ЧИСТКУ

Если соперничающая с вами политическая группа слишком высоко подняла голову, можно попытаться силой выдворить ее последователей из вашей страны. Это снизит влияние данной группы во всех провинциях, но при этом очень сильно пошатнет верность всех политических групп. Они начнут считать вас жестоким тираном. Чем больше вы успели накопить империя, тем дороже вам обойдется подобная выходка.

ОТПРАВИТЬ ДИПЛОМАТА

Вы можете отправить государственного деятеля в другую страну в качестве дипломата. Подойдет участник любой политической группы, который не занят на военном поприще в качестве полководца или флотоводца. Этот персонаж отправится в выбранную фракцию и вступит в переговоры об отношениях, выгодных вашему государству. Через несколько ходов такой персонаж вернется в сенат и поведает о своих успехах. Если ваш дипломат ловок и обходителен, вы получите золото, бонус для фракции, а то и новые земли! Впрочем, если ваш посредник окажется посредственностью, отношения только ухудшатся, а горе-дипломат может лишиться жизни.

Мечники боевым строем идут во главе многотысячной армии. Стрелки на второй линии прикрывают передовые отряды, а конница отделяется от основных сил для удара с фланга. Но лазутчики заранее раскрывают позиции врага, позволяя боевым судам отработать по укрепленным точкам прямо с моря. Когда пропретор с войском вошел в город, сопротивления уже не было. Эта битва была выиграна до ее начала.

Мощь Римской Империи сравнима с победоносным шествием серии Total War в игропроме. Проработанный пошаговый режим на глобальной карте и эффектные сражения в реальном времени - мощный задел для покорения сердец тех, кто в детстве переиграл в солдатиков, мечтая стать полководцем. Но непобедимых нет, а значит, даже лидер в жанре рано или поздно даст слабину…

- Тысяча народов Персидской империи накинутся на вас.
Наши стрелы и копья, словно туча, закроют солнце.
- Тогда будем драться в тени.

х/ф «300 спартанцев» (2006)

Сюжетные войны

Как отличить поклонника исторических игр от простого игрока? Для ценителя круг любимых проектов составят серии Total War, Civilization и стратегии Paradox Interactive. Есть и другие проекты, но они либо низкого качества, либо узкоспециализированы и не обременены славой. Но в той же «Европе» шведов высокий порог вхождения, а игры Сида Мейера больше об экономике и международных отношениях, чем истории.

Остается, правильно, серия Total War. Британцы из The Creative Assembly создали рецепт почти идеальной игры, сочетающей тактику и стратегию, войну и дипломатию, сложность и доступность. Запустив любую игру серии, никогда ранее не играя в глобальные стратегии, у вас наверняка не возникнут вопросы «Как в это играть?» или «Для чего эта функция?»

На глобальной карте появился вот такой обзорный режим. Удобная вещь для оценки общей картины на политической арене.

Проблема в том, что Total War всегда была своего рода песочницей. У вас есть карта мира и… делайте, что хотите. Приятно расширить границы Руси до Пиренейских гор или сделать карликовое островное государство гегемоном Европы, но надолго ли хватит такого подхода? Победите один раз, другой, третий, и затем отсутствие мотивации возьмет вверх.

В Rome II решили отойти от этой традиции, добавив в игру сюжетную кампанию, чего не было со времен Empire: Total War. Пусть она учебная, пусть состоит всего из одного сценария и лишь вводит нас в курс дела, но попотеть там есть где: что в битвах, что в глобальном режиме за считанные ходы легко попасть в патовую ситуацию, когда спасет лишь рестарт миссии или откат к ранним сохранениям.

В центре внимания история становления Рима, что не удивляет, учитывая подзаголовок игры. От лица римского консула, командира небольшой армии, вы примете участие в Самнитских войнах: оборона Капуи, битва при Везувии, осада Бовиана - создатели игры не пытались сделать реконструкцию событий тех времен, но какая-то историческая последовательность в Rome II есть.

Режим авторасчета итогов напоминает стычку отрядов в Civilization. И это не последнее сходство с играми Сида Майера.

Разгромом самнитского племени и плохо смонтированным видеороликом заканчивается пролог. Дальше - отправная точка, откуда вы начнете вершить альтернативную историю или воссоздавать настоящую. Выбор культуры и фракции, тонкая настройка условий победы и игровой сложности - этот ритуал хорошо знаком всем, кто хотя бы раз играл в игры серии Total War.

Первый промежуточный итог: игра встречает нас дружелюбно. В отличие от предыдущих игр серии, появилась предыстория, где вам попутно объясняют основы игрового процесса и знакомят с окружением. Обучение подается творчески, без лекционных пассажей в стиле «выдели армию и направь на врага».

Но зачем было баловать публику эффектным трейлером с живыми актерами, если в игре нас ждет среднего качества рендерные ролики и уродливые по меркам времени кат-сцены на движке? Если бы не помпезные обещания о кинематографичности, роли интриг и личной драмы одного воина на поле битвы, никто и слова плохого бы не сказал, а так - неприятный осадок остался.

Это еще относительно сносный кадр из внутриигровых роликов. Разработчики говорили о кинематографичности, а вышло квадратное небо в стиле Minecraft.

Выговор и отделу локализации SEGA: если вы анонсируете полный перевод на русский язык, будьте добры, исполняйте обещания или не распространяйте ложную информацию. В описании товара никогда не увидишь «переведена частично», но почему бы не написать просто «русская версия», если твердо решили сэкономить на деньгах, расплатившись репутацией?

Или объясните, почему пользователь вашей продукции обязан слышать английскую речь, когда выделяет отряды в битве или на глобальной карте, почему дублированы только ролики и речь советника? Можно понять, если бы каждый народ говорил на своем языке, но у вас и римляне, и греки говорят на языке туманного Альбиона.

Создатели отказались от портретов в пользу анимированных гримас, простите, лиц. Не самое эстетически красивое решение.

И почему у вас в штате нет корректора, способного исправить опечатки в текстах до релиза игры, а не в скороспелых патчах? Да, вы не превзошли замечательный перевод Resident Evil Revelations, но удостаиваетесь второго места в списке худших локализаций года. Мои поздравления!

Сам себе император

Итак, мы выбрали любимую фракцию, настроили сложность и выучили условия победы. В Rome II нет градации на короткую или долгую кампании, зато типы побед устроены словно по заветам Сида Мейера - военная, экономическая и культурная. Стратегию лучше определить заранее, ведь не рационально днем штурмовать замки, а по вечерам подписывать торговые договоры.

Но даже выпускникам МГИМО не обойтись без командирских талантов и действующей армии: для мирных побед недостаточно быть самой развитой державой в плане технологий или торговой столицей мира - контроль шести указанных областей обязателен для триумфа.

Исторические сражения, как обычно, вынесены в отдельное меню. Но почему их так мало?

Культуры между собой отличаются немногим. Что Рим, что Карфаген, что германские и кельтские племена разнятся количеством стартовых владений, географическим положением и особыми бонусами фракций, как в Civilization V: одни получают дополнительный опыт в сражениях, другие – больше прибыли от торговых сооружений.

Если сравнивать Rome II с предшественницами, игра на глобальной карте мало в чем изменилась. Мы обустраиваем государство, распространяем свое влияние на другие культуры, ведем дипломатические переговоры и захватываем земли. Раньше в каждой провинции была столица, и ее захват означал полный переход окрестных земель на сторону оккупанта: теперь зоны поделены на мелкие участки и захватываем мы их последовательно.

Окно дипломатии подозрительно напоминает серию Civilization. Вы здороваетесь с соседним правителем и перетаскиваете на специальную панель свои просьбы и предложения. Заключить торговое соглашение, объявить войну, обменяться ресурсами - слишком деловые эти правители, чтобы с ними любезничать, но хотя бы династические браки могли бы оставить. Переговоры ведутся только с теми государями, чьих подданных вы обнаружили на карте мира.

Дипломат требует золото за подписание торгового соглашения? Давайте, Афины, до свидания.

Разработчики обещали уделить больше внимания личным интригам правителей. Дело в том, что играя за Рим или Карфаген, вы выбираете один из трех домов (семей), при этом полководцы двух других тоже на вашей стороне, хотя и мечтают всадить вам нож в спину. Чтобы дело не дошло до революции, персон этих можно женить, задобрить повышением, или отправить на суицидальное задание. Также за различные деяния генералы армий и другие персонажи получают очки хорошей и дурной славы, а при отсутствии кармы личность «теряется» в круговороте истории, навсегда покидая карту.

Куда большую роль играют агенты, коих три вида. Отравить колодцы, устроить поджог, убить вражеского генерала - такие кадры в серии Total War всегда были важнее армии, а прокачанный шпион мог в одиночку посеять смуту в самой неприступной крепости. В Rome II эти бойцы «бессмертны» и в случае провала операции могут лишь получить ранение, чтобы вернуться в строй несколько ходов спустя.

Еще один метод воздействия на неугодных членов семьи, и показательный случай, какие решения может принять император.

Опыт получают не только полководцы и агенты, но и армии, а также флотилии. Закаленные в битвах войска награждаются бонусами к нападению или защите, в зависимости от того, какие умения выучите. Как и раньше, солдаты не могут перемещаться по карте без командира, поэтому в случае гибели или смерти полководца вам сразу же предложат выбрать нового.

Экономическая часть отошла на второй, а то и третий план. Теперь вам не построить кучу зданий в каждом городе, ведь места под застройку ограничены. Зато эффект от строений распространяется на всю провинцию: построили казармы в столице, а наем отрядов будет доступен во всех поселениях региона.

Соотношение потерь влияет на тип победы - героическая, тяжелая, пиррова. Еще один стимул играть аккуратно.

Процесс завоевания Европы разбавляют квесты и случайные события. Захватить пару провинций, нанять воителя, уничтожить фракцию - сложность заданий соизмеряется объемом вознаграждения. События обычно негативные: где-то пошалило землетрясение, в каком-то городе вспыхнула эпидемия. Недуг может сразить как вас, так и вашего соседа, хотя иногда есть возможность повлиять на ситуацию решением.

Самое интересное в Rome II, да и во всей серии Total War - наблюдать за изменением политической обстановки. Европу, Северную Африку и Азию вплоть до Индии делят сотни народов: они объединяются в альянсы, заключают договоры, уничтожают друг друга. Все происходит без вашего участия и уже через пару десятков ходов может уйти в вечное забвение и Карфаген, и целый ряд карликовых племен.

Судя по дымящемуся городу и обилию флота вокруг, Сиракузам недолго осталось.

Второй промежуточный итог: игра в государя захватывает, как и раньше. Если сравнивать с оригинальным «Римом», карта разрослась не очень сильно, но стала насыщенней: тысячи армий снуют по морю, устраивают блокады и берут города в осады. Это в какой-то мере и недостаток: представьте, как долго длится ход противника, если игра обрабатывает алгоритмы действий для каждой фракции?

Еще один минус - интерфейс и навигация в нем. Появилась внутриигровая энциклопедия с подробным описанием, характеристиками войск и построек. С одной стороны, это хорошо, но она заменила всплывающие подсказки, так что вы каждый раз при попытке узнать подробности о типе отрядов будете лезть в этот справочник, который (сюрприз!) не работает без подключения к сети.

Энциклопедия информативна, но слишком неудобна и долго загружается.

Какую вкладку не открой, везде они кажутся неоправданно перегруженными лишней и бессмысленной информацией, неудобным расположением кнопок, причем в ряде случаев иконки неоправданно большие, словно Rome II - не ПК-эксклюзив, а всего лишь мультиплатформа.

Расстраивает и отсутствие семейного древа. Раньше можно было обезглавить могущественную сверхдержаву, вырезав всю царствующую династию, сейчас же полководцы рождаются из ниоткуда - на место павшему в бою придет новый и цикл будет повторяться до бесконечности.

На поле брани

Ключевое нововведение в тактических схватках в реальном времени - объединенные морские и сухопутные сражения. Еще на глобальной карте можно присоединить флот к регулярной армии и эта парочка пойдет покорять заморские твердыни. Флот не только прикроет транспортные суда, но и окажет огневую поддержку при осаде прибрежных городов.

К слову: отныне в каждом городе располагается гарнизон, а его состав зависит от численности населения и возведенных построек. Армии эти стационарные, за пределы городских стен не уходят. Такая дружина ударную группу врага не остановит, но мятежников подавит без проблем.

Проблема большой армии - не всем хватает мест, чтобы «припарковаться».

Когда два отряда враждующих сторон сходятся на одной тропе, игра, как обычно, предлагает выбрать режим: рассчитать итоги боя автоматически или командовать армией лично. В тактическом режиме, на первый взгляд, ничего не изменилось: расстановка войск, начало битвы, выбор строя и формации, пауза, перемотка времени. Постойте, а что это за точки и очки победы?

Теперь победить можно хитростью, а не только тотальным разгромом врага, ведь на коне тот, кто отвоюет у противника все победные точки. Вы можете отвлечь основные силы врага отрядом лазутчиков, а в это время конницей пройти по флангу и поднять знамена своей армии над вражеским поселением - и неприятель ничего не поймет, оказавшись одураченным.

Новшество интересное и скорее положительное, если бы не синдром Relic Entertainment. Можно понять, когда ключевой точкой служат ворота и контроль над ними открывает дорогу в город, но какой резон захватывать неукрепленный пустырь? Для выпаса гусей?

Контрольные точки не сильно изменили игровой процесс. Битва обычно заканчивается раньше, чем кто-то успеет до них дойти.

Преобразили сражения и флотилии. Корабли научились не только таранить другие суда, но и обстреливать врагов с берега по «засвету» разведчиков, как это делает артиллерия и ПТ-САУ в World of Tanks. Часто битвы выигрываются без единой потери только потому, что один отряд конницы обнаруживает вражеские силы, а тех безнаказанно расстреливают с берега суда поддержки.

Да, искусственный интеллект в Rome II непредсказуемый, точнее, нелогичный. Компьютер то обладает ясновидением, направляясь именно туда, где спрятан в лесу ваш отряд, то застывает на месте, позволяя безнаказанно себя расстрелять. Оппонент не охраняет лучников и осадные орудия, пассивен при штурме, позволяя сначала расстрелять лучников на стенах, затем добить пехоту.

Лес - отличное место для засады или прорыва в тылы врага.

На глобальной карте ИИ не прекращает удивлять. Бессмысленно перемещая армии по карте, может неожиданно покинуть столицу, позволив нам без труда ее захватить, нападает на превосходящие силы противника, где справедливо гибнет в полном составе.

Третий промежуточный итог: в тактических битвах ровно два интересных, но не доведенных до ума нововведения, что в совокупности с плохим искусственным интеллектом делает битвы просто неинтересными.

Обзорный режим появился и в тактических сражениях, но ему сложно найти разумное применение.

Но портит впечатление не это, а баги. Игра получилась очень сырой. Графика осталась на уровне Shogun 2, но кушает несоизмеримо больше системных ресурсов, выдавая низкую частоту кадров. Вылеты, ошибки скриптов, опечатки в текстах - форумы разработчика и издателя пестрят всевозможными проблемами, и это далеко не частные случаи.

Об оптимизации управления можно и промолчать, но так уж и быть. Неудобные ракурсы камеры и невозможность поднять ее высоко над полем боя, все отряды одного типа не выделяются двойным кликом, а сами битвы даже на максимальной скорости проходят очень медленно, хотя в сети встречались и жалобы на противоположное. И самое главное - лицевая анимация. Буду краток - это уродство.

Заключение

Претензия «ожидал большего» - это не аргумент, знаю. Но ситуация вокруг Rome II напоминает предвыборную кампанию, когда вам обещают перемены и что жизнь у вас обязательно наладится. А после выборов победителя поражает амнезия: да, обещали, но вы не так поняли и так далее. Предзаказы уже проданы, покупатель поймал наживку и разработчик на коне. Хотя в данном случае это и не конь вовсе. Так, максимум ослик.

Что-то меняется, что-то остается прежним. Цитаты исторических деятелей на экранах загрузки - неотъемлемая часть любой игры Total War.

Rome II - сама по себе игра неплохая, но ей не хватает новизны. Технические неполадки со временем исправят, алгоритмы действий ИИ доработают, но даже с учетом того, что все будет работать, как задумано, игре не светит звание шедевра всех времен. По меркам серии это шаг не вперед, а скорее в сторону: сделали немного другую игру, ничуть не лучше, но и не хуже (с поправкой на баги) предшественниц.

После выхода Empire развитие серии прекратилось. Napoleon и Shogun 2 - это как Vice City и San Andreas по отношению к GTA III: масштабные расширения, использующие такую же игровую механику, просто мир другой и эпохи другие. Но негатива было меньше, поскольку серьезных недостатков у тех игр не было. В этом же случае Rome II - как та чаша терпения с последней каплей.

Вердикт: новый «Рим» - это старый «Рим» с графикой как в Shogun 2 и видоизмененной механикой как в Empire. И с багами.

Оценка: 7.4.

Между строк. Пока создатели игры работают сверхурочно, пытаясь вылечить свое детище от многих болячек, возникают мысли о следующем проекте The Creative Assembly. Только посмотрите: перезапуск Shogun - был, перезапуск «Рима» - состоялся, а Medieval относительно новая, чтобы ее перезапускать. Может, наконец, дождемся Total War в современности или сеттинге Первой Мировой? Ай, ладно, ставлю на аддон про Александра Македонского.

Виталий Красновид aka Dezintegration

  • Total War Rome II: тестирование производительности
    Тестирование восемнадцати видеокарт и шестидесяти трех процессоров в трех разрешениях и двух режимах работы.

  • на конференции сайт.
МИХАИЛ ‘XIRURG’ ХРОМОВ

Для человека, искренне и глубоко любящего историю, игры серии Total War всегда были бальзамом на душу. Не перегруженные деталями, они, тем не менее, рисовали яркую, целостную и удивительно живую картину эпохи. не исключение, но за 40 с лишним часов, проведённых в древнем мире, я не сумел прогнать гнетущую мысль: разработчики сознательно не желают двигаться вперёд. Всё, что их интересует - это разнообразие, бо́льшая (по сравнению с предыдущими частями) простота и… деньги.

Ex parvis saepe magnarum rerum momenta pendent

(Исход крупных дел часто зависит от мелочей)

Полгода назад я , что самыми ожидаемыми премьерами 2013-го для меня станут и . Какую свинью нам подложили «друзья»-канадцы, известно, но и англичане, как оказалось, держали фигу в кармане.

Взять хотя бы «улучшенную» глобальную карту. Здешняя провинция, скорее, походит на отдельную страну со столицей и несколькими сателлитами. В часть ключевых объектов инфраструктуры перекочевала за границы поселения, что способствовало более активной игре. В прогресс пошел вспять. Научные, религиозные и производственные центры деградировали до уровня безликих деревушек, лишённых защитных сооружений, а значит, вся надежда на гарнизон. Усилить оборону при помощи регулярных войск нельзя. Каждую армию теперь в обязательном порядке возглавляет генерал, а их количество определяют размеры империи. Собрались подогнать на фронт подкрепления? Наймите «ослика», как в Heroes of Might and Magic , нормальных вариантов нет.

Бедолаге, которому выпала незавидная роль, предстоит изрядно побродить. Здесь разжились мечниками, там - лучниками, а ещё нужна кавалерия, копейщики, баллисты. Купить всё в одном месте не удастся. Игра предлагает неприлично мало слотов для строительства, и потому в районах процветает специализация. Пытаясь решить, какой домик куда воткнуть, испытываешь почти физические муки. Невольничий рынок или кузница? Лавка с деликатесами или школа гладиаторов?..

А как они жрут! Иногда боишься апгрейдить город, потому что потребление пищи подскочит до небес. Голод - худшая из бед, ведь больше всего от нехватки калорий страдают солдаты. Больно смотреть, как элитные подразделения буквально тают на глазах. Другая проблема - мусор. Изнеженные граждане патологически не выносят грязи. Апельсиновая корка на тротуаре вызывает негодование, а если почтенный отец семейства, совершая променад, поскользнулся на чьих-то фекалиях, бунта не миновать (чистоплюйство присуще не только цивилизованным грекам и римлянам, но и каким-нибудь вонючим галлам). Глупости обыкновенные чередуются с глупостями историческими. Например, нам запрещено прокладывать дороги - отныне их качество зависит лишь от экономического развития региона.

Весь этот вагон условностей потихоньку разрушает атмосферу. Не помогают ни шаблонные миссии, ни редкие видеорепортажи (подавление восстания рабов, триумф и т.п.), ни примитивная стилизация. Помните уродливые значки отрядов из ? В псевдохудожества, наконец, исчезли… чтобы наверстать в .

Честное слово, вместо вазописи лучше бы довели до ума политическую систему. В республике главное - баланс; «партия власти» не должна быть чересчур популярна. В монархии наоборот - любое проявление слабости приводит к перевороту. Рычаги давления на истеблишмент традиционные: взятки, слухи, кровопускания… Увы, влияние подковёрной борьбы на геймплей стремится к нулю. Если верховный главнокомандующий не просиживает тогу в столице, то всё у него будет хорошо. Козни соперников и вовсе походят на ворчание старых бабок. Я постоянно получал сообщения о покушениях, но ни разу - ни разу! - кинжал убийцы не задел важных органов. не наказывает всерьёз. В крайнем случае - может слегка пожурить.

Общение с соседями тоже отвечает принципу всепрощения. Исходя из наших действий, игра высчитывает «рейтинг доверия», но особо переживать не стоит - обманы и махинации постепенно забываются. Главное, как обычно, торговые соглашения. Достаточно пожать руки, и в казну потечёт очередной золотой ручеёк (количество маршрутов бесконечно). В остальном, всё стандартно и даже аскетично. Ни заложников, ни матримониальных связей - чистый функционал. Некоторые элементы, правда, не совсем продуманы — я так и не смог заставить своих вассалов заключить мир друг с другом.

Non progredi est regredi

(Не идти вперёд - значит идти назад)

Дипломатия в Total War априори вторична. Размер армии ограничен 20 отрядами, зато под нашим непосредственным руководством может находиться до 40 юнитов (справедливости ради отмечу, что в последней версии это уже было). Десант в реальном времени - вот настоящая новинка! Подплыл, пришвартовался, выгрузил бойцов… Прибрежные поселения беззащитны при атаке с воды - пока основная часть войска с шумом и помпой штурмует каменные укрепления, диверсанты коварно зайдут с тыла.

Звучит потрясающе, только в схватке с компьютером хитрости излишни. Если на стратегическом уровне AI создает видимость разумной деятельности, то в тактике он профан. Враги готовы безропотно терпеть обстрел и гнать собственные баллисты врукопашную, бесцельно бегать туда-сюда и водить хороводы. Верх идиотизма - атаковать город и… ровно час («time limit» на битву) стоять не шелохнувшись.

На YouTube хватает роликов, живописующих бесчисленные «баги», но проблема гораздо серьезнее. Даже после второго патча AI попросту не понимает , что такое стены (в и солдаты самостоятельно, без лестниц, карабкались наверх). Хотя в чистом поле ситуация не столь плачевна. «Туман войны» позволяет наносить неожиданные удары в тыл и фланги. Разобраться в батальной суете тяжело - вышколенная пехота моментально ломает строй, что уж говорить о варварах. Однако ещё сложнее не заплутать среди десятков «близнецов». Легионеры, легионеры-ветераны, первая когорта, преторианцы… Различия в стоимости и кое-каких параметрах, спецумения - и те одинаковые. Порой доходит до абсурда: преторианцы - личная гвардия римских полководцев и императоров - идут в бой под свист кнута!

Такое обращение не всякий стерпит. Немудрено, что мы вынуждены платить наёмникам и набирать нечёсаных дикарей «союзные войска» из жителей оккупированных земель. Вникать в их особенности нет ни малейшего желания, да и не нужно. Будь то туманная Британия, жаркая Африка, загадочная Азия - в любом уголке мира вы сколотите стандартную римскую казарму и наштампуете стандартных римских легионеров.

Кстати, любой отряд можно погрузить на корабль — «сухопутные крысы» запросто превращаются в бывалых мореходов. А полноценный флот тут без надобности. Стремясь к мнимой реалистичности, разработчики загнали себя в тупик. Таран, абордаж, таран, абордаж… В и (да и в ) было повеселее.

Сами корабли выглядят шикарно. А кто откажется посмотреть на боевых слонов, полуголых гладиаторов или чернокожих нумидийцев? Однако лишь обладатели топового «железа» получат истинное удовольствие от зрелища; на средних и высоких настройках картинка не красивее, чем в . Кстати, настраивая качество графики, оставляйте запас мощности, иначе внезапные проседания fps и бесконечные загрузки доведут до белого каления. Вообще, - игра для терпеливых. Ближе к середине кампании, когда империя вырастет и соседи подкачают мускулы, обсчёт каждого хода будет длиться 2-3 минуты.

Искать утешение в объятиях случайных интернет-знакомых бесполезно - сделанный «для порядка» мультиплеер не конкурент великолепной . Вместо глобальной карты, «прокачки» и прочих новомодных радостей - список игр и кнопка «quickmatch». Исчезли «drop-in battles»; раньше мы ставили галочку, и место AI занимал доброволец. Воевать с реальным противником всегда интереснее, при условии, что он не «жульничает», ведь с балансом пока труба. Незачем подбирать идеальное сочетание пехоты, конницы и стрелков, если можно взять толпу «супертяжей» и задавить массой.

Dum spiro, spero

(Пока дышу - надеюсь)

Одна из самых масштабных стратегий современности, но в нынешнем состоянии тратить на неё деньги и нервы нерационально. Технические недоделки, худший за всю историю серии AI, сомнительные дизайнерские решения, контуженный мультиплеер… Что-то исправят патчи, что-то - моды. Увы, это долгий процесс. Если ничего нигде не свербит, лучше вернуться к игре через полгода-год.

Я уже давно ждал Total War: Rome II. Мои самые тёплые воспоминания о серии связаны с оригинальной Rome, несмотря на все последующие игры, и теперь, когда наконец-то вышел сиквел, я с головой погрузился в его мир. Стал ли он любовью со второго взгляда или ознаменовал конец эпохи? Всё не так просто. Подробности ниже.

Чтобы понять место Rome II в иерархии Total War, будет полезно взглянуть на три предыдущих тайтла: оригинальную Rome, Shogun 2 и Empire. Если забыть про странную озвучку, которая лучше подошла бы для сиквела Master of Orion, чем для игры про классическую эпоху, Rome II передаёт суть своего временного периода так же, как и любая другая игра серии. Здесь всё, как и всегда, сосредоточено на истории, а не на достоверном воссоздании мелочей. Директор студии Creative Assembly, Майкл Симпсон (Michael Simpson), так говорил об историческом соответствии: «Мы стремимся к голливудским приёмам… но надеемся, что получается что-то посередине между ними и реальной историей».

Голливудские приёмы видны невооружённым глазом, но это сильная сторона серии. Когда римские генералы ведут солдат в бой, они подстёгивают их ярость, играя на том, что враг отличается от них, их слова беспощадны, как и мечи. Это наглядный пример войск поздней империи, послуживших источником вдохновения и бесконечных аллюзий. Я был немного обескуражен, когда мой старейший генерал, эта поседевшая груда рубцовой ткани в своём доспехе «лорика сквамата», весело приказывал своим воинам забивать кельтов, называя их прямоходящими свиньями, а не людьми. Римская империя обладает ужасающим потенциалом и становится естественной отправной точкой для первой кампании, благодаря центральному расположению и простоте удерживания.

Всё, что я хочу сказать: римляне в Rome II сделаны на ура, и за них удобно начинать игру. Эстетически всё доставляет такое же удовольствие, как и кувшин красочного пунша. В музыке используются мелодии воображаемого прошлого, временами спокойные, с меланхоличной серединой, соответствующие невзгодам военного времени и осознанию того, что даже самая мощная империя рано или поздно падёт.

При взгляде издалека Rome II восхитительна. Её отдельные элементы формируют достойную, красивую и сплочённую структуру. Нам известна формула — Total War объединяет продвинутую тактическую стратегию типа «Риска» с масштабными сражениями в реальном времени. Во многих отношениях, предыдущая игра серии, Shogun 2, была лучшим примером этой формулы. Причиной тому в какой-то степени стал выбор места и времени действия – рациональный подход к более изолированному сеттингу.

Ради возвращения в Японию пришлось отказаться от масштабов Empire, а вместе с ними была отброшена и большая часть бессистемности. В Shogun было использовано меньше элементов, но практически все они были улучшены. Расстелившаяся вдоль и поперёк Empire выглядела хаотично, Shogun 2 вышла более концентрированной, что пошло игре на пользу и помогло оставить место под Fall of the Samurai, превосходное дополнение. К сожалению, некоторые недостатки Empire вернулись в Rome II, и хотя это игра исключительно искусной выделки, всё же такой шаг был не совсем верным. Какая ирония – Rome II настолько велика и обширна, что трещит по швам от своего веса.

Это игра невероятных масштабов, с гораздо более открытым опытом, чем в оригинальной Rome, предлагающая несколько фракций на выбор, даже без волшебных DLC по предзаказу. Начало игры в разных уголках мира подарит вам совершенно иные ощущения. Наиболее очевидная трудность состоит в том, чтобы понять, каким образом дипломатическая и военная мощь ваших соседей и, в свою очередь, их соседей влияет на географию окрестностей вашей отдельно взятой фракции. Рим способен запугивать большинство других фракций, игра за него начинается войной с северными соседями. Эту войну чрезвычайно сложно проиграть, что даёт возможность мгновенно консолидировать территорию.

Экспансия проходит элегантно. Общая военная мощь, слава и мировое влияние фракции определяет, сколько армий, армад и агентов она может выставить на поле боя в любой момент времени. Мощь фракции теперь не столько привязана к количеству владений, сколько сконцентрирована в провинциях, поделённых на регионы. Они слегка похожи на континенты из «Риска», эффект объединения формирует новые стратегические решения. Иногда более разумно отбить один из регионов вражеской провинции и затем отстаивать местное поселение, вместо того, чтобы продвигаться дальше, понимая, что дробление провинции уже ослабило её и сделало менее полезной

Ещё система провинций позволяет принимать более интересные решения в плане строительства. Каждый регион содержит поселение, поддерживающее ряд зданий и областей развития, таких как фермы и тренировочные площадки. Мой Рим был центром выдающегося военного мастерства, я всегда отправлял туда юнитов за войсками и создавал его этакой Крепостью Смерти. Это значит, что ресурсы и продовольствие поступали в провинцию из других мест, так что города на побережье по большей частью занимались обработкой рыбы. Это были весьма неприятные места, где все были несчастными из-за зловония и высокой вероятности поскользнуться на рыбьих кишках во время прогулки.

Централизованное пополнение войск – это довольно удобно, но играя за Ицени, я экспериментировал с разными стратегиями, делая каждое поселение сбалансированным, без упора на специализацию. Это жизнеспособная тактика, при которой любая потеря уже не столь страшна. Играть за Рим было рискованно тем, что любое вторжение грозило волновым эффектом, резко подрывающим благосостояние провинции, оставляя её без продовольствия или рабочих рук. Специализацию городов можно сменить, если снести старые постройки и возвести другие, но это долгая и затратная затея.

Из-за недостатка управления в провинции могут образоваться трущобы. Они занимают ячейку, на которой можно было построить что-нибудь полезное, а за их снос предусмотрено наказание. Вообще, региональное управление – наиболее усовершенствованный элемент со времён Shogun 2. Система эффективно заставляет игрока думать разумно, строить планы наперёд и обеспечивать свою растущую империю с помощью хитрости и твёрдого характера. К тому же всё достаточно понятно, хоть игра и представляет новые особенности, не затрудняя себя их объяснением. Здесь есть обычное обучение, болтающее что-то на заднем плане, когда вы впервые открываете какой-нибудь экран, но иногда я замечал, что понимаю общую суть, но не разбираюсь в тонкостях каждой цифры или иконки. В таких случаях на помощь приходят всплывающие подсказки.

В общем, это лучшая часть игры. Ах да, и ещё зрелище сражений. А вот сама механика боёв разочаровывает. Ещё раз подчеркну: Rome II – великолепная по исполнению игра, и я проведу за ней ещё немало часов. Возможно, она никогда не смогла бы оправдать мои ожидания: идеально подобранный временной период, взгляд на который вышел захватывающим и впечатляющим. Но боевая система, управление армиями и генералами, просто не дотягивает до установленного самой игрой чувства масштабности, времени и места.

Отчасти в этом виноват ИИ. Серию постоянно за него пинали, он редко оказывает достойное сопротивление, и все мои поражения случаются лишь из-за собственных ошибок и глупых атак на защищённые позиции. Главная проблема в том, что компьютерный оппонент скорее реагирует на действия игрока, чем совершает свои собственные. Вскоре его реакции становятся предсказуемыми и даже при всём необычайном обилии типов юнитов, их появление на поле боя редко удивляет вас или застаёт врасплох. Есть и исключения – в первую очередь, слоны, которые получились такими же крутыми, как я и ожидал – но моя тактика со времён Rome осталась неизменной, и это наводит на мысли о неизменном ИИ

Для кораблей лучше подходят смешанные атаки флота и наземных войск, чисто морской бой, хоть и выглядит здорово, но совершенно не нагружает мозг. Только вначале мой флот проигрывал даже относительно слабым врагам, но когда я понял важность бортового маневрирования и разобрался с типами юнитов НА кораблях, всё сразу изменилось в мою пользу. Конечно, разлетающиеся в щепки посудины выглядят завораживающе, но теперь я ставлю морские сражения на автобой.

На подходе ко вражеской гавани недостаток универсальности флота перестаёт быть проблемой. Разносить врага с двух сторон чрезвычайно приятно, впрочем, чтобы занять такую позицию, придётся больше трудиться на стратегической карте, чем в самом бою.

К сожалению, шансы на проведение таких манёвров выпадают редко. Карта хоть и большая, но представляет собой не открытое пространство, а коридоры между лесами и горами. В этом есть очевидный плюс – разработчикам и, конечно же, игрокам таким образом проще контролировать перемещение войск; блокады, засады и отступления в ином случае случались бы гораздо реже. Но мне бы больше понравился менее тесный мир. Все дороги, может, и ведут в Рим, но из него почему-то выходит лишь парочка.

В передвижении армий появилась ловкая инновация. Введение боевых стоек позволяет пехоте увеличивать скорость или устраивать засады-бойни наподобие Тевтобургского леса. Конечно, у каждой стойки есть свои плюсы и минусы, и они потрясающим образом изменяют начало сражения.

К сожалению, развитие генералов и армий в роли персонажей и исторических боевых единиц вышло не таким глубоким, как можно было подумать по первым признакам. Выбор апгрейдов как у юнитов, так и у лидеров сводится, например, к улучшенным мечам или улучшенной броне. Они не стремятся подчёркнуть дух эпохи, что было бы вообще великолепно, и не добавляют никакого реального стратегического разнообразия. Со свитой генералов тоже не всё гладко. Это что-то вроде сопровождающих персонажей, добавляющих бонусы, но через несколько ходов их становится настолько много, что они кажутся балластом, а не ценной наградой.

Сейчас я снова запустил игру и балуюсь с сохранениями. Хочу создать кельтскую империю, готовую к быстрому захвату Рима. На стратегическом уровне компьютерные противники ведут себя эффективно и интересно, создавая маловероятные сценарии и неожиданные альянсы. Мир стал на удивление изменчивым, хоть и время ожидания между ходами увеличилось из-за сложной политической ситуации.

Играя без заметных ошибок (крупный патч, вышедший на выходных, исправил две серьёзных проблемы, которые я встречал, но в сети поговаривали и о других), я быстро понимаю, что влюбляюсь в эту игру. Только уже потом, когда я немного отхожу от неё, я начинаю сомневаться в своих чувствах. Бои выглядят изумительно, достаточно ярко, чтобы удостоиться высшей похвалы, и в их середине и концовке достаточно интересных моментов, чтобы выдержать скучное начало. Но всё же начальные этапы сражений однообразны, и в итоге боям недостаёт содержательности.

Если бы Rome II был гладиатором, он бы выходил на арену под вспышки фейерверков и громыханье труб. В самой красивой броне, что видел свет, он бы выглядел многообещающим, величие было бы уготовано ему самой судьбой. Позже, преодолев множество противников, он всё-таки пал бы, и последний враг поднёс бы к его горлу свой меч. Глядя на это, только самый жестокий правитель опустил бы палец вниз. Все его победы были заслуженными, но нельзя отделаться от мысли, что будь его броня не такой богатой, более лёгкой и гибкой, он бы, возможно, не проиграл никому.

Дата выхода: 2 сентября 2013 Издатель: Sega Разработчик: The Creative Assembly Жанры: Глобальная стратегия / Мультиплеер Платформы: PC В : 103 место Оценка редакции: 70 %

Стоит играть? (на основе оценок читателей)

Как вам игра? + 4 (5 положительных / 1 отрицательный)