2 войны ис 3. Военное обозрение и политика

Танк «ИС-3» получил свое имя в честь Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина. Считается, что поскольку запустили его в серийное производство в последние дни Великой Отечественной войны, то он не успел он принять в ней участие. Эти сведения опровергает фронтовик, коренной липчанин Николай Николаевич Куликов, который был с легендарным танком на «ты».

«Тот бой не забыть никогда»

Николай Николаевич Куликов воевал в составе 2-й танковой армии маршала бронетанковых войск Семена Богданова. В действующую армию мог и не попасть. 18 лет ему исполнилось 22 мая 1944 года. А поскольку молодежь на передовую в конце войны отправляли неохотно, имел все шансы остаться в глубоком тылу. Но, по собственному признанию, решил понюхать пороху и отправился на фронт добровольцем. В звании старшины, хотя всего-ничего оставалось до окончания военного училища и присвоения звания младшего лейтенанта.

В жизни механика-водителя был один-единственный бой - за Зееловские высоты. Стоял апрель 1945 года. До Берлина оставалось 90 километров. Фашистская пропаганда утверждала, что это расстояние русским ни за что не преодолеть. Зееловские холмы они укрепляли два года. Высота каждого возвышения - почти 50 метров. Вокруг высот - искусственные болота - вражеские инженеры разрушили часть дамбы и выпустили воду из бассейна Одера. Возвели три линии обороны из фортификационных сооружений, противотанковых рвов и заграждений.

Немцы - народ изобретательный, установили на высоты зенитные орудия, и долбили по танкам прямой наводкой, - вспоминает Николай Куликов. - Зенитки, оснащенные цейссовским оборудованием, били метко. Наводчики знали про слабые места русских танков: перископические смотровые приборы, либо расстояние между башней и кузовом…

Первыми в бой пошли Т-34, немцы сдержали их наступление. Пришла очередь тяжелых «ИСов». К этому времени они уже преодолели понтонный мост через Одер. Танк, управляемый старшиной Куликовым, рванул в атаку. Экипаж: Виктор Писарев - заряжающий, Василий Мельников - помощник командира, Сергей Воловозов - командир…

Страшно в тот раз было? - задаем наивный вопрос Николаю Николаевичу.

Да нет. Это пехоте в бою трудно. Им укрыться тяжело. Я же думал, что мы под защитой брони. Ну, уж если сгореть придется, то сгорим…

В той атаке участвовали 21 советский танк, целыми остались четыре.

«Болванка» фрицев угодила в бок «ИСа» Куликова. К этому времени экипаж успел произвести не более пяти выстрелов.

Писарев крикнул Куликову: «Ищи окоп». Он им нужен был, как воздух. В верхний люк выскакивать нельзя - немцы, как в тире, посекут. Нижний люк где попало открыть нельзя - земля мешала.

Им в тот раз повезло. Счет шел на секунды. Но Куликов дотянул горящий танк, в котором, между прочим было 2,5 тонны солярки, 150 литров масла и десяток снарядов до окопа. Танкисты выскочили там, где не было фрицев. Отлежались. Танковая атака не захлебнулась. Следом за боевыми частями потянулись СМЕРШ, санитары, похоронные бригады. Медицинская помощь требовалась и раненому в плечо Воловозову, и механику-водителю. Один осколок впился ему в спину, второй - палец разворотил.
Капитан медицинской службы Решетова уже хотела полоснуть скальпелем по пальцу. Ампутация?!

Э-э-э! Не спеши... Зашивай, как на собаке зарастет, - настоял ее коллега.
И правильно сделал. Рана молодого бойца затянулась, вывороченный палец не мешал управлять «ИСом» до конца службы. А служить ему пришлось в общей сложности 6,5 лет.

«Чтобы вся Европа задрожала!»

У Куликова был свой Парад Победы, состоялся он в Берлине 7 сентября 1945 года. Проезд бронетанковых войск был из американских, английский и французских колонн. Принимал Парад Георгий Жуков, объезжавший войска на черном трофейном лимузине-«хорьхе». Главную страну-победительницу представляли 52 советских танка-красавца ИС-3 из 2-й гвардейской танковой армии.

Перед водителями стояли две задачи. Первая - не зацепить Бранденбургские ворота, вторая - не заглохнуть на радость союзникам и местным зрителям. Подобного конфуза славные русские воины никак не могли допустить. К тому же механиков-водителей всю ночь наставлял подгулявший маршал Семен Богданов.

Наставлял дважды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов Ленина, четырех орденов Красного Знамени, орденов Суворова I и II степеней, целого ряда медалей и ряда иностранных орденов по-отечески, не стесняясь выражений. Из печатных выражений легенда бронетанковых войск позволила себе использовать только одно выражение, «чтобы вся Европа задрожала!..»

180-тонный «Мышонок»

О танках Николай Николаевич может говорить часами. А про свой любимый ИС-3, как нам показалось, сутки на пролет готов повествовать. Не выветрились сведения из головы ветерана об истории создания танка, размерах, бронировании, вооружении, подвижности.

Несколько лет назад старшина Куликов посетил музей бронетанковых войск в Кубинке. Экскурсоводы, узнав, что к ним на выставку пожаловал танкист, устроили обход техники в неурочный час. Сфотографировался ветеран на память на фоне «ИСа», поглазел и на сверхтяжелый немецкий танк «Маус». В Германии Куликов 180-тонного «мышонка» не увидел. Поскольку гитлеровская военщина выпустила всего два экземпляра танка - больше не сдюжила…

На американские «Шерманы», предоставляемых СССР союзниками по ленд-лизу, Куликов насмотрелся в Германии.

По асфальту «американец» не едет, а стрелой летит. Ни грохота, ни лязга нет, - вспоминает Николай Куликов. - Но стоит «Шерману» свернуть на бездорожье, тут же превращается в горе.

После того, как подарок США перевернулся на том месте, где «Иосиф Сталин» не позволил бы себе даже качнуться, русские танкисты списали иностранца «под чистую». Вырезав кожаную и бамбуковую внутреннюю обшивку - не пропадать же добру, приспособили «Шерман» возить…картошку.

Вступление

Я долго удивлялся популярности танка ИС-3. Вроде и повоевать не успел и в производстве находился всего около года. Но многие пользователи интернета интересуются именно им. Потом всё выяснилось.

Танком ИС-3 интересуется весьма специфическая группа почитателей одной наверно весьма захватывающей, но с точки зрения профессионального танкиста весьма тупой игры. Эти азартные ребята абсолютно не понимают для чего предназначены танки и как должен выглядеть идеальный танк. По их представлениям идеальный танк должен выглядеть примерно так.






Но не будем о грустном и рассмотрим конструкцию и боевые возможности танка ИС-3.

История создания танка ИС-3

История создания началась сразу после КУРСКОЙ БИТВЫ. Немецкие танкисты, во встречных боях, разгромили наши танковые армии. Немецким пушкам калибра восемьдесят восемь и семьдесят пять миллиметров было всё равно что имеет наклонную броню и пробивали её с максимальной дистанции какую только позволял танковый прицел того времени. Их снаряды имели большую начальную скорость и мягкий колпачок на бронебойном сердечнике. Этот колпачок или помогал снаряду довернуть до угла встречи в девяносто градусов или просто предотвращал скольжение снаряда по наклонной броне.

Вот классическая фотография - попадание в лобовую наклонную броню. Вы видите следы скольжения снаряда?
Нас спасло большое численное превосходство. Большинство наших командиров так и не поняли, что танк предназначен для развития наступления. Для окружения противника и для уничтожения его резервов на марше. Но ни как не для встречных танковых боёв. В сорок первом году немцы наступали с картонными танками. Но тогда они понимали в тактике танкового боя. Они не бросали танки на подготовленный рубеж обороны. Это только в нашем кино немецкие танки прут плотными рядами, а наши артиллеристы из ЗИС-3 их мужественно уничтожают. На самом деле танки проходили там где обороны не было вообще или она была предварительно уничтожена артиллерией. При любимом действии нашего командования - лобовом танковом ударе по наступающим танковым дивизиям противника, немцы применяли остроумный ход. Они отводили танки назад прикрываясь противотанковыми пушками. Поэтому немцы имели совсем не значительные потери в танках и ОГРОМНЫЕ потери противотанковой артиллерии. Ещё раз и медленно - НАСТУПАЮЩАЯ сторона имела ОГРОМНЫЕ потери в ПРОТИВОТАНКОВОЙ артиллерии. Говоря про незначительные потери я имею ввиду размер потерь по сравнению с захваченной территорией. А так немцы подошли к Москве имея практически нулевое количество танков.
Так вот, после КУРСКОЙ БИТВЫ в Москву полетели истеричные письма наших танковых командиров. Общий смысл их был - на наших танках воевать нельзя.
Началось лихорадочное проектирование. Первый был ИС-1 с пушкой восемьдесят пять миллиметров. Но он показался слабым с точки зрения мощности орудия. Поэтому ИС-2 уже имел пушку калибра сто двадцать два миллиметра. Но его лобовая броня, особенно башня, успешно пробивалась немецкими танковыми и противотанковыми пушками.

Вот схема бронирования ИС-2. Пушка калибра семьдесят пять миллиметров пробивала лоб корпуса с дистанции триста метров, башня пробивалась с дистанции пятьсот метров. Борт пробивался с дистанции тысяча метров. Пушка калибра восемьдесят восемь миллиметров пробивала лоб корпуса ИС-2 с дистанции одного километра. Все остальные места пробивались с дистанции два километра
Поэтому конструкторы снова взялись за работу.

Конструкция танка ИС-3

В конце концов было представлено два образца. Первый ЧЕЛЯБИНСКОГО КИРОВСКОГО ЗАВОДА. Второй завода номер СТО. Челябинский имел башню сферической формы и так называемую корытообразную форму корпуса.

То есть корпус имел форму не коробки, а всё время расширялся к верху. Это позволяло получить корпус более лёгкий по сравнению с коробчатым вариантом при одинаковом диаметре погона башни.
Образец сотого завода имел знаменитый нос.

Везде пишут что такая форма носа имеет повышенную стойкость к попаданию снарядов. Но это справедливо только если пушка расположена строго по оси танка. Если пушка стреляет чуть с боку то защищённость такой конструкции падает, потому что броня начинает как бы разворачиваться к пушке приближая угол попадания ближе к девяноста градусам.
Я считаю что такую форму носа танку сделали только для того, что бы посадить механика водителя посредине танка и при этом не удлинять общую длину корпуса. То есть применив такую достаточно сложную в производстве форму носа конструкторы выиграли уменьшение длины корпуса на величину равную размеру люка механика водителя. В дальнейшем эта самая экзотичная форма носа привела к прекращению производства танка ИС-3.

Длину корпуса можно было сократить поставив двигатель поперёк корпуса. Но шла война и думать было некогда. Так же по инерции вентиляторы поставили на выходной вал двигателя. А так как вентилятор имел большой диаметр то двигатель пришлось приподнять на днищем корпуса. Так корпус танка ИС-3 получил лишних триста миллиметров высоты, которые надо было прикрыть бронёй. Правда башню сделали достаточно низкой.
Грубо говоря к образцу ЧЕЛЯБИНСКОГО КИРОВСКОГО ЗАВОДА приделали нос образца сотого завода. Вот так получился танк ИС-3.
Он имел современную торсионную подвеску. Шесть опорных и три поддерживающих катка на сторону. Гусеница имела восемьдесят шесть траков шириной шестьсот пятьдесят миллиметров.

Сравнение нашей и американской машины. Тупые американцы, как тут не вспомнить Михаила Задорнова, сделали свой танк значительно выше нашего.

Служба танка ИС-3

Производство ИС-3 началось в самом конце войны. И первые машины как раз успели к многочисленным послевоенным парадам.



Они и сейчас иногда на парады выезжают. На нижней фотографии видно что на гусеницы ИС-3 надеты специальные накладки что бы не ломать дорожное покрытие.
А вот военные взвыли. Дело в том что ИС-3 очень хорошо стояли но категорически отказывались ездить. Дело в том что для каждого уровня развития экономики соответствует максимальный вес механизма при котором сам механизм ещё будет нормально работать. Вес СОРОК ВОСЕМЬ тонн был слишком большим для уровня развития промышленности Советского Союза того времени. Для сравнения Т-72 весит всего СОРОК ДВЕ тонны.
Двигатель на ИС-3 стоял от танка Т-34 - другого просто не было. То что его по другому назвали и форсировали привело только к уменьшению моторесурса до нуля. Подвеска была современная торсионная и со своими обязанностями справлялась. А вот трансмиссия откровенно не тянула - грелась и ломалась.
Пришлось срочно проводить глубокую и достаточно дорогую модернизацию ходовой части. Если производство танка по расчётам стоило триста двадцать тысяч рублей а реально обходилось в двести семьдесят тысяч (точно гады рабочим не доплачивали) то модернизация обходилась в сто девяносто - двести сорок тысяч.
Самое обидное что в процессе модернизации решили ещё раз проверить стойкость танка ИС-3 к попаданиям снарядов. Для проверки выбрали противотанковую пушку БС-3. Первый же выстрел попал точно в сварочный шов носа. Танк сразу раскололся по ВСЕМ сварочным швам и сложился как карточный домик. После испытанного шока производство танка ИС-3 срочно прекратили.

Танк ИС-3 в бою

Сразу возник вопрос что делать с уже выпущенными танками? Решило подарить друзьям. А дружили мы тогда с египтянами.

Египтяне сразу перекрасили машины в песочный цвет и как обычно устроили парад. Потом пришли злые евреи и отобрали у египтян подаренные танки.







Теперь они стоят в израильском музее и на их фоне фотографируются толстые мужики и загорелые женщины. Это ещё раз подтверждает что самое главное в танке не толщина лобовой брони а голова танкиста. В общем не зря наши рабочие за копейки горбатились.
Был ещё вариант. На дальнем востоке у танков ИС-3 сняли двигатели и на их месте сделали стеллажи для снарядов. Корпуса закопали в землю по самую башню и назвали всё это укреплённым районом.



На фотографиях видимо что то аналогичное.

А ещё танки ИС-3 любят ставить на постаменты

Как я уже говорил повоевать им не прошлось, но на пьедесталы их любят ставить. Видимо многих возбуждает форма их знаменитого носа.












На нижней фотографии танк ИС-3 на площадке музея. Орудие повёрнуто назад - видимо опасаются что бы в подводную лодку не выстрелил.

Танк ИС-3 в боевых действиях на Украине.

Ополченцы донецкой республики в селе Константиновка сняли с постамента танк ИС-3. Потом было много разговоров как здорово они будут на нём воевать и бить бандеровцев. Во всех статьях по этому поводу сообщалось, что у танка пушка калибра сто двадцать два миллиметра к которой подходят снаряды от гаубицы Д-30. Снаряды может и подходят, но гильзы у этих систем на столько разные, что из танка не особо постреляешь.
Я понимал, что все боевые действия танка ИС-3 будут продолжаться до первой встречи с бандеровцем у которого есть гранатомёт. Однако про один бой всё таки сведения до меня дошли. Танк то ли разгромил, то ли напугал блок пост бандеровцев. После этого была долгая тишина. Потом ИС-3 оказался совершенно не повреждённый и на ходу в руках бандеровцев. Они сняли по этому поводу несколько видео роликов.
После того как ополченцы угнали у бандеровцев ТРИ танка Т-80 пока те ВСЕМИ ТРЕМЯ ЭКИПАЖАМИ были в магазине я ни чему не удивляюсь.

Танки ИС-2 в бою или почему тяжелые танки больше вреда приносят своей армии

В заключении хочу высказать своё мнение о тяжелых танках.
Многие читатели восхищаются тяжелыми танками. Но почему то никто не задумывается почему мы отступали имея самые тяжелые танки. А как только тяжелые танки появились у немцев, то отступать сразу стали они. Дело в том что тяжелые танки делают с претензией на АБСОЛЮТНУЮ неуязвимость. Ну и пропаганда без ума рассказывает какие у нас умные конструкторы и какие у нас неуязвимые танки. А неуязвимость искушает к принятию простых решений - наступать в лоб, без разведки и без поддержки артиллерии. И всё бы ничего, но абсолютная неуязвимость это миф. Средства нападения сильно обгоняют средства защиты. Всё что удаётся тяжелым танкам это немного увеличить дистанцию с которой пробивается их броня. А у командиров в мозгу уже мигает надпись - ПРОСТЫЕ РЕШЕНИЯ. Самое удивительное что национальность командира не имеет значения. Тяжелые танки зомбируют всех. Самые искусные на тот момент немецкие командиры, получив первые тигры сразу тупо бросили их в лобовую атаку, без разведки и по болоту.
Самым лучшим примером тупости и гениальной тактики является бой за деревню Лысянка. Начало сорок четвёртого года, вроде пора научится воевать. Тринадцатый гвардейский танковый полк прорыва прибыл в район города Белая Церковь. Полк имел двадцать один танк ИС, и судя по всему гвардейский он был только по причине наличия в нём тяжелых танков. Получив приказ поддержать атаку танковой бригады на Лысянку, командир полка выделил ПЯТЬ танков. То есть ни о каком массированном применении не было и речи. К моменту прибытия танков ИС, все Т-34 наступающей танковой бригады были уничтожены. Они тоже тупо в лоб наступали. Вроде поддерживать уже некого и можно домой возвращаться. Но танки ИС пошли в атаку. Тупо, в лоб, без разведки - ну неуязвимые то в конце концов. Немцы подпустили их на дистанцию шестьсот метров и подбили все пять стреляя в борт. Из пяти дизельных танков сгорело два.
Потом Лысянку просто окружили и, не потеряв ни одного танка захватили в Лысянке ШЕСТНАДЦАТЬ исправных танков пантера стоящих в ней без горючего.
Как видите в тупой лобовой атаке танки ИС не имеют преимущества перед Т-34. А если нет разницы зачем платить больше?

Разработка танка ИС-3 или как еще его называли «Кировец-1» началась летом 1944 года. Часть этого танка, а именно башня, была спроектирована в конструкторском бюро Челябинского Кировского завода, главным инженером и конструктор М.Ф. Балжи.

Особенностью танка от Балжи являлось нестандартное конструкторское решение, основанное на исследовании повреждений подбитых советских танков ИС-2, в проектировании башни, а именно ее низкий силуэт и форма, что в сочетании с крепкой лобовой броней, представляло собой весьма грозное оружие. Изначально корпус танка ИС-3 отличался от своего приемника. По настоящий день сохранилась только одна фотография танка спроектированного на Челябинском Кировском заводе.

Теперь переместимся на Опытный завод №100 во главе которого стоял Ж.Я.Котин. Как только Котин узнал о том, что на ЧКЗ создают новый танк, был издан указ от его имени о подготовке проекта опытного танка, который мог бы составить конкуренцию ЧКЗ.

Корпус будущего танка, решено было сделать из верхних двух плит катаной, гомогенной брони под углом в 56° и поворотом на 43°, а по середине сверху накрывалась маленькой крышей, треугольной формы(да, мы говорим о корпусе) под углом 73°, в ней был расположен люк механика-водителя. Нижняя бронеплита располагалась под наклоном 63°. Потом такое расположение броневых листов стало называться «щучий нос» из-за их схожести.

К сожалению информация о башне производства Опытного завода №100 не сохранилась, образцы не строились.

Итак, два проекта были отправлены на утверждение народному комиссару танковой промышленности В.А.Малышеву. Ознакомившись с обоими, было решено башню взять из проекта М.Ф.Балжи, а корпус из проекта Ж.Я.Котина. Следует отметить, что директор ЧКЗ И.М.Зальцман когда писал указ о построении опытного образца, назвал танк «Победа», но такое название отклонили в пользу названия танка ИС-3.

Испытания проходили под надзором маршала танковых войск СССР П.А.Ротмистровым. Под конец испытаний он лично сел в танк и произнес слова:

Вот такая машина нужна армии!


После испытаний маршал Жуков и Василевский предоставили проект И.В.Сталину, который подписал документ о принятии на вооружение и производстве его на ЧКЗ.

Вооружение танка

На танк ИС-3 устанавливалось орудие Д-25Т образца 1943 года калибром 122мм и спаренный с ним пулемет ДТ. Орудие обладало дульным тормозом. Начальная скорость полета бронебойного снаряда составляла 781 м/с.
С помощью телескопического прицела дальность прицельной стрельбы могла составлять 5000 метров.
Скорострельность орудия составляла примерно 2 выстрела в минуту, а при обученном экипаже доходила до 3 выстрелов в минуту. Боекомплект орудия составлял 18 осколочно-фугасных снарядов и 10 бронебойных, что в сумме образовывало 28 (интересно, что для легкости обучения заряжающих, бронебойных снаряд окрашивался в черный цвет, а остальные в серо-стальной.)
Первая партия танков сошла с конвейера в мае 1945 года.

Послужной список танка ИС-3

Тяжелые танки ИС 3 не принимали участие во время .
Впервые ИС-3 был показан на Берлинском параде союзных войск ВМВ 7 сентября 1945 года. Показанный тогда ИС-3 на фоне американских Першингов, был просто великолепен, Красная армия тогда дала понять, что они не лыком шиты и могут еще раз пройтись по Европе.

Тяжелый танк ИС-3 активно использовался советскими войсками при подавлении венгерского восстания 1956 года.
Так же ИС-3 применялись Египтом в шестидневной войны против Израиля, но уже тогда ИС-3 уступал по ТТХ таким танкам как M48 и «Центурион».

Модификации ИС-3

Несмотря на то, что танк производился всего один год с 1945 по 1946 гг., было выпущено еще несколько модернизаций этого танка:
ИС-3К — Обычно в советских и российских бронетанковых войск буква К обозначает, что танк командирский. В случае с ИС-3К, дополнен радиостанцией Р-112.
ИС-3М — Это более серьезная модернизация, в которой произведены замены деталей и исправлены некоторые ошибки прошлой версии, а именно:

  • Укрепили командирский(вращающийся) люк
  • Прибор ночного видения у механика-водителя
  • Замена двигателя на другой, более надежный. Мощность двигателя не изменена.
  • Узлы опорных катков и направляющих колес упрочнены.
  • «Электролизация» танка, от цепи дежурного освещения до подогревателя с электроприводом.
  • Заменен пулемет ДШК на ДШ КМ, а пулемет ДТ на ДТМ
  • Установка Раций с ИС-3К и новых переговорных устройств.

ИС-3МК — дополнен еще одной радиостанцией Р-112

Машины, разрабатываемые на базе ИС-3

На базе ИС-3 разрабатывался Объект 704, он же ИСУ обр.1945 года, в серию не пошел.

Также на базе тяжелого танка ИС-3 разрабатывался ракетный танк под названием «Объект 757». Танк испытания не прошел, было отдано предпочтение другому танку «Объект 772», но он также не был построен. В дальнейшем от концепции создания тяжелого ракетного танка решено было отказаться.
Всего танков ИС-3 и его модификаций было произведено 2311 штук. Танк состоял на вооружении регулярных войск армии некоторых стран вплоть до 1993 года

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Тяжёлый танк ИС-3 был создан в рамках программы модернизации ИС-2, принятой в апреле 1944 года. Проектирование нового танка велось конструкторами ЧКЗ под общим руководством Н.Л. Духова, руководителем проекта назначен М.Ф. Балжи. Основные требования предъявлялись к повышению защищённости. Требовалось заменить литую конструкцию носовой части сварной, обеспечив непробиваемость его в рабочем положении танка бронебойными и подкалиберными снарядами из пушек танков "Тигр" и "Пантера" со всех дистанций. Нуждалась в доработке и башня, как наиболее уязвимое место ИС-2.

Оригинальные формы корпуса и башни ИС-3 долгое время владели умами танкостроителей всего мира (ведь определенное влияние ИС-3 ощущалось в форме корпуса и башни американского танка М-48 , немецкого "Leopard 1" и французского танка АМХ-30). Однако, военную карьеру танка ИС-3 нельзя назвать весьма успешной.

Несмотря на воспоминания некоторых ветеранов (генерал-лейтенант И.С. Лыков в своей книге "В грозный час" рассказывает о конкретных примерах применения ИС-3 в 49-м гвардейском танковом полку прорыва в Германии, а А.А. Вишняков в книге "Танк на пьедестале" - об их участии в битве за Берлин), в боях на завершающем этапе боевых действий в Европе, а тем более в битве за Берлин танки ИС-3 участия не принимали. На 24 мая 1945 года 29 построенных танков ИС-3 все еще находились на ЧКЗ.

Не соответствует действительности и информация о том, что ИС-3 проходили испытания в составе Дальневосточной группы войск во время боев с Квантунской армией в августе-сентябре 1945 года, в составе танкового полка 1-го Дальневосточного фронта. Хотя в некоторых источниках упоминалось, что на Дальний Восток был направлен целый полк (21 машина), вооруженный танками , а для их технического обслуживания Кировский завод направил с этим полком специальную бригаду во главе с инженером Е.И. Рощиным (он участвовал еще в первых испытаниях тяжелых танков KB и Т-100 на Карельском перешейке во время Финской войны).

В мемуарах Рощина можно прочитать: " ...к району боевых действий танки ИС-3 доставлялись по железной дороге до порта Посьет, а затем транспортным судном перевезены в Дальний, дальше танки пошли своим ходом " . Однако архивные данные этого не подтверждают, согласно документам ни ИС-2, ни тем более ИС-3 не участвовали в боевых действиях на Дальнем Востоке . Там воевал только один 48-й отдельный тяжелый танковый полк, на вооружении которого имелся 21 тяжелый танк КВ.

Повоевать во время Второй мировой войны танкам ИС-3 не пришлось, однако их первое появление было достаточно эффектным. В пятницу 7 сентября 1945 года в Берлине состоялся большой военный парад в честь окончания Второй мировой войны.

Парад Победы союзных войск во Второй Мировой Войне - состоялся 7 сентября 1945 года в Берлине, у Бранденбургских ворот. Командовал парадом - английский генерал-майор Эрик Нэйрс. От Советского Союза парад принимал маршал Г. К. Жуков.

Порядок движения войск:

  • Франция
  • Великобритания

Порядок движения бронетехники:

  • Великобритания
  • Франция
  • СССР\

Проезд бронетехники начали 24 танка и 30 бронемашин английской 7-й танковой дивизии. Далее - французская колонна: 6 средних танков, 24 бронетранспортера и 24 бронемашины 3-го егерского полка и 1-й бронетанковой дивизии. Следом американская колонна: 32 танков и 16 бронемашин из 16-й мотомеханизированной кавалерийской группы. Завершали парад 52 советских танка ИС-3 из 2-й гвардейской танковой армии.

В параде участвовали отряды оккупационных войск СССР, США, Англии и Франции. На почетной трибуне разместились: главнокомандующий советскими оккупационными войсками маршал Г.К. Жуков, командующий американской 3-й Армией генерал Джордж С. Паттон, английский генерал Робертсон и французский генерал Мари П. Кениг. По расчищенному от завалов и приведенному в относительный порядок Шарлоттенбургскому шоссе перед высшими чинами сначала промаршировали пехотные отряды, а после короткого перерыва на шоссе вышла колонна бронетехники. Первыми шли тридцать два легких американских танка М24 и шестнадцать бронеавтомобилей М8. Затем шли французские танки второй мировой войны, бронетранспортеры и бронеавтомобили. Английские бронетанковые войска представляли двадцать четыре танка "Комета" и тридцать бронеавтомобилей.

Завершали парад тяжелые советские танки совершенно неизвестного союзникам типа, вооруженные пушками большого калибра. Двигаясь по три в ряд, танки приблизились к трибуне. Колонна состояла из пятидесяти двух машин - сводный отряд, созданный на базе 71-го гвардейского полка тяжелых танков 2-й гвардейской танковой армии.

Колонна английских танков А-34 "Комета" (Comet)

Английские легкие разведывательные бронеавтомобили Daimler Mk II

От Советского Союза парад принимал маршал Г. К. Жуков.

Нажмите на фотографию для увеличения

Свидетель парада английский бригадный генерал Фрэнк Хаули позднее написал в своих мемуарах: "Что касается бронетехники, то союзники ограничились демонстрацией, легких танков и бронеавтомобилей. А русские превзошли всех - оглушительно скрежеща гусеницами, по бетону шоссе мимо трибуны проследовала сотня (для эффекта генерал удвоил число танков) гигантских новейших танков типа "Иосиф Сталин". По сравнению с русскими танками все на Унтер-ден-Линден как бы уменьшилось в размерах. Держа строй, танки проехали мимо, жерла их мощных пушек дырявили небо " .

После парада Жуков отправил Сталину рапорт, в котором, в частности, было сказано следующее: "... Наши танки ИС-3 произвели неизгладимое впечатление на иностранцев. Танки прошли ровными рядами и хорошо показали себя ".

В СССР танки ИС-3 были впервые продемонстрированы только через год - на параде в Москве, проведенном 7 ноября 1946 года.

В отличие от своего предшественника ИС-2, который использовался в армиях многих стран мира, танк ИС-3 поставлялся за границу в очень ограниченных количествах. Принять участие в боевых действиях ИС-3 впервые пришлось в Венгрии в 1956 году. Но это уже совсем другая история.

По материалам